Спасти чью­то жизнь – просто…

29 сентября в 14:26
25 просмотров

Но найти своего генетического близнеца непросто. По статистике, такая вероятность не больше 1 на 10 тысяч. И чем больше доноров состоит в регистре (специальной базе данных), тем выше шанс, что генетический близнец найдется.

Еще в свое время легенда отечественной трансплантологии профессор Борис Афанасьев отмечал, что для того, чтобы найти генетического близнеца хотя бы для каждого второго россиянина, нуждающегося в трансплантации костного мозга, необходимо, чтобы в нашем регистре доноров костного мозга было более миллиона человек. Как вы думаете, сколько в отечественном регистре доноров? Всего 140 тысяч при населении в 146 миллионов человек. Для сравнения, в регистре Германии – 9,2 миллиона доноров, США – 8,9 миллиона, в Израиле в базу данных доноров костного мозга вступает каждый десятый!

Поиск и активация российского донора стоит примерно 400 тысяч рублей, а для того, чтобы найти и привезти зарубежного, понадобится от 1,4 миллиона рублей. Для многих семей эта сумма неподъемная. Есть еще один важный момент: генетического близнеца проще найти среди представителей собственной или схожей этнической группы. Именно поэтому часто с проблемой отсутствия подходящего донора встречаются кавказцы. На Кавказе проживает много малых этнических групп со своеобразным фенотипом, а доноров-кавказцев в реестре – ничтожно мало.

 Это все рассказала руководитель отдела рекрутинга Национального регистра доноров костного мозга им. Васи Перевощикова, представитель благотворительного фонда «Русфонд» Евгения Лобачева. Она посетила на прошлой неделе Карачаево-Черкесию, чтобы рассказать о донорстве костного мозга, потому что, к сожалению, в реестре состоит лишь пара десятков потенциальных доноров из республики, а многие и вовсе не знают о такой возможности.

По словам Евгении Викторовны, среди республик Северного Кавказа донорство костного мозга хорошо развито в Северной Осетии (там уже есть 3 реальных донора, которые поделились своими стволовыми клетками), неплохо – в Дагестане, но по остальным субъектам, увы, цифры  неутешительные.

Лобачева отметила, что вокруг донорства костного мозга ходит много мифов. Часто костный мозг путают со спинным и предполагают прокол позвоночника. На самом деле речь идет о кроветворных клетках, которые изымают двумя способами. Первый: под общим наркозом донору делают несколько проколов в тазовой кости. Операция занимает не более 40 минут и не требует специальной подготовки. Второй способ: донору 4 дня вводят специальный препарат, который выгоняет в кровь стволовые клетки. Затем берут кровь из одной руки и возвращают в другую. Процедура занимает 4-5 часов. Для здорового человека эти процедуры не опасны. А чтобы убедиться, что донор здоров, перед пункцией проводят весь спектр необходимых обследований. «За всю историю мировой практики донорства костного мозга нет примеров, когда процедура приносила ощутимый вред здоровью донора», – говорит Евгения Викторовна.

Донорство костного мозга базируется на трех принципах: добровольно, анонимно, безвозмездно. «Первый принцип особенно важен. Это должно быть добровольным и хорошо взвешенным решением», – подчеркивает рекрут. Не нужно добавляться в регистр, если вы не готовы идти до конца. Ведь одно типирование (определение HLA-генотипа) обходится примерно в 8,5 тысячи рублей. Национальный регистр «Русфонда» создается на пожертвования людей, то есть, сдавая кровь на типирование, не будучи уверенным, что готовы стать донором костного мозга, вы бросаете на ветер чужие деньги, которые могли бы пойти на лечение ребенка. Не говоря уже о моральной и этической стороне, когда впоследствии, отказываясь, вы лишаете кого-то появившегося шанса на жизнь. А если отказаться на последнем этапе, когда больного уже готовят к трансплантации специальными препаратами, – это собственноручно подписанный приговор.

Второй принцип донорства костного мозга – анонимность соблюдается очень строго. Отдельно хранится база с результатами типирования и кодом донора, и отдельно – с личными данными и номерами телефонов доноров в компьютере, не подключенном к Интернету. Утечка невозможна. Если ваш HLA-генотип подойдет больному, нуждающемуся в трансплантации, тогда только с помощью кода поднимут ваши личные данные для связи. При этом больной не знает, кто именно ему помогает, и донору не сообщают, кому поступят его клетки. Только через два года при благоприятном исходе и при условии, что донор и реципиент будут согласны, они могут встретиться и познакомиться.

Третий принцип – безвозмездность, думается, всем понятен. Донору оплатят дорогу в центр трансплантологии, проживание и питание в эти дни, предварительное обследование, но само донорство не предполагает денежного вознаграждения. Впрочем, небольшие бонусы имеются: человек получает справку донора, при которой он получает ежемесячный налоговый вычет в размере 500 рублей (бессрочно), через полгода после забора костного мозга он бесплатно проходит лабораторные исследования и в течение года после процедуры его жизнь застрахована. Но все это, конечно, мелочи по сравнению с пониманием, что ты, возможно, спас кому-то жизнь. Это самое главное, то, ради чего люди и становятся донорами.

Кто может стать донором? Человек в возрасте от 18 до 45 лет весом больше 50 кг при отсутствии таких серьезных заболеваний, как туберкулез, СПИД, сифилис и пр. (полный список противопоказаний к донорству на сайте rdkm.ru)

Что нужно сделать для того, чтобы стать донором? Прийти в любой офис «Инвитро» (с этой сетью частных лабораторий у «Русфонда» есть соглашение) и заявить о своем желании сдать кровь на типирование и стать донором костного мозга. Нужно будет сдать из вены кровь для анализа и заполнить специальную анкету. И все – вы в базе доноров. Это все для потенциального донора абсолютно бесплатно, но нужно относиться серьезно к своему решению и при изменении адреса, номера телефона или состояния здоровья своевременно об этом уведомлять, чтобы вас могли оперативно найти или исключить из базы, если вы больше не подходите по состоянию здоровья.

Руководитель отдела рекрутинга Национального регистра доноров костного мозга им. Васи Перевощикова Евгения Лобачева призналась, что очень надеется на вступление в реестр кавказских мужчин, так как изначально мужчины – лучшие доноры, чем женщины (которые в момент надобности могут оказаться беременными или кормящими мамами), а кавказцы особенно предпочтительны, потому что в большинстве ведут здоровый образ жизни, не увлекаются алкоголем и являются представителями этнических групп, пока слабо представленных в базе.

В акции «Сдай кровь – стань донором костного мозга», инициированной в этот день Лобачевой, приняли участие спортсмены бойцовского клуба «Дикая дивизия». Президент «Дикой дивизии» и координатор федерального проекта «Трезвая Россия» в КЧР Азамат Кубанов рассказал, что много лет является донором крови и очень хотел стать донором костного мозга и рад представившемуся случаю вступить в реестр: «Важен вклад каждого человека. Очень много детей и взрослых умирают, так и не дождавшись трансплантации, потому что им не нашли генетически подходящего донора. Мы обязаны им помочь. Чем больше людей вступят в реестр, тем больше шанс отыскать того самого. Может, именно ваш генетический близнец сейчас остро нуждается в помощи?»

Фатима ГАДЖАЕВА
Поделиться
в соцсетях