День республики № 145 от 01.10.2020

Святое беспокойство Анны Скворцовой

1 октября в 13:41
4 просмотра

1/1

Закрыть

Более полувека составляет трудовой стаж нашей героини. На днях за свой труд она удостоена грамот и памятной медали.

 …У Максима Горького есть одно очень меткое выражение о том, что надо ежа пустить под череп человеку, чтобы он никогда не успокаивался. Вот такой «ежик» живет в характере и чувствуется в натуре ветерана труда, отличника торговли РФ Анны Скворцовой.

 Анна Григорьевна родилась в 1937 году в станице Баталпашинской.

– Я была эдаким поскребышом, – улыбается она, вспоминая те далекие времена, – к тому моменту, когда судьба свела моих родителей – Григория Карповича и Матрену Кирилловну Деменковых, у мамы был один ребенок от первого брака и у папы трое от предыдущего брака. Так и росли мы все, похожие и непохожие друг на друга мальчишки и девчонки. Мама работала уборщицей, отец был искусным каменщиком. Хоть и были мои родители простыми людьми, но личность умели видеть в детях и, не сговариваясь, пользовались одним ключом к детской душе – доверием и уважением человеческого достоинства своего ребенка.

 Окончив школу, Анна совершила первый в своей жизни истинно независимый поступок. Она поехала в г. Россошь Воронежской области и поступила там в молочно-промышленный техникум.

 – Скучать по дому особо не приходилось, – рассказывает Анна Григорьевна, – уж больно Россошь напоминала родную станицу – такие же хатки, такие же пыльные улочки. Разве что полюбуешься деревянной резной церковью, стоящей на берегу речки Калитва, да наслушаешься фрикативного «г» от украинцев, которых было так много в городе, что вскоре и я стала «гэкать»…

 Вернувшись домой (к тому времени станица стала городом, и ей было дано имя Черкесск), стала работать в горпищеторге.

 За 52 года – таков стаж работы Анны Скворцовой – она успела поработать не в одном магазине города, и более 30 лет на мелкооптовой торговой базе.

 Службу торговли часто называют службой хорошего настроения. Это и понятно, ведь ее работники ежедневно, ежечасно встречаются со множеством людей, оказывают им сотни услуг, от количества и качества которых зависит настроение и, если хотите, даже самочувствие покупателей. Но где бы ни работала Анна Григорьевна, она славилась своим вниманием и доброжелательным отношением к покупателям.

 – В своде законов торговли нет прямого указания на тот или иной непредвиденный случай, но прямое указание мне всегда давала моя совесть – увижу кроху на руках мужчины или женщины, тут же отпущу без очереди, ни в какой толчее не давала стоять старикам, если к прилавку подходил подросток, чтобы купить сигарет или бутылку вина, гнала взашей и того же требовала от подчиненных…

 – Каждый магазин, которым заведовала Скворцова, высоко держал свою марку, постоянно удостаиваясь по итогам соцсоревнования переходящего Красного знамени, – так отзывался в свое время об Анне Григорьевне куратор торговли в Черкесске в 70-90-е годы Рамазан Халитович Текеев, – ее искусству общения с покупателями можно было только завидовать и одновременно сожалеть о том, что администрирование отнимает у нее много времени и Скворцова все реже появляется за прилавком…

Впрочем, ее команда всегда была на высоте…

 – Какие тогда были команды? Человек пять-шесть. А сейчас зайдешь в иной супермаркет, продавцов, что муравьев… Человек десять только за кассой сидят, а сколько их, фасующих товар, раскладывающих, принимающих, и т. д. и т. п., – продолжает свой рассказ Анна Григорьевна, – я за годы своей работы поняла главное: чтобы работать в команде, да еще возглавлять ее, нужно быть очень требовательной к себе и гибкой, внимательной и скрупулезной во всем, нужно уметь мгновенно реагировать на ситуацию.

 – А бывали ситуации типа «торговали – веселились, подсчитали – прослезились»?

 – Горжусь своей незапятнанной репутацией. Но если бы по моей вине случилась растрата либо что другое непозволительное, с чем не смогла бы смирить свою гордость, в жизни не встала бы за прилавок больше…

 За многие годы Скворцовой приходилось работать с разными людьми.

Были среди них и очень яркие личности, и просто исполнительные труженицы, но судьба каждого, кто жил и работал рядом, становилась и ее судьбой. Она и сегодня в свои 83 года может навскидку назвать имена продавцов, с которыми работала когда–то, что и делает охотно, если попросишь…

 – Одну девчушку (Анна Григорьевна называет и имя, и фамилию, но я опускаю по понятным причинам – авт.) мы выдали замуж из магазина, другую забирали с малышом из роддома, с третьей девушкой не общались почти полгода всем коллективом, потому что разобиделись на нее сильно. Отпросилась на месяц, чтобы погостить у родственников мужа в Южно-Сахалинске, да там и осталась…

 Последние годы Анна Григорьевна работала на мелкооптовой базе.

 – Упросило начальство, дескать, дела на базе оставляют желать лучшего. Конечно, это было куда более сложное производство, нежели магазин, которое нужно было видеть одновременно целиком и в деталях, но я справилась. И дело совсем не в каких–то моих особых способностях было, а просто в том, что мне, как человеку новому, со свежим взглядом, сразу же бросилось в глаза то, к чему привыкли, притерпелись другие…

 Стремительно и напряженно прошли тридцать лет, которые Скворцова проработала на базе, прежде чем выйти на заслуженный отдых. Правда, и на отдыхе она не скупилась на дельные советы молодым коллегам, которых еще долго постоянно навещала…

 Пять лет тому назад из жизни ушел муж Анны Григорьевны. Дмитрий Александрович Скворцов работал в военкомате. Чистый, простой, безукоризненный образ жизни супругов Скворцовых заставлял уважать и безмерно ценить эту семью практически всех соседей.

 – Как сказал один поэт: «Вот живу и вспоминаю. Может, этим и живу», так и я, – тихо вздыхает Анна Григорьевна, – вспоминаю, каким он был мужем и отцом. В особенности, отцом. Он обожал дочек Валентину и Ольгу, внуков. Они платили ему тем же…

 Обожают дети и бабушку.  Она – непревзойденный кулинар. Пряные ароматы корицы, мускатного ореха, ванили в кухне Скворцовых витают постоянно, и не только потому что бабушка балует детей регулярно. Дело в том, что Анна Григорьевна – волонтер при Покровской церкви г. Черкесска. И каждый раз, навещая стариков – прихожан этой церкви, она хочет доставить им радость любой ценой. Добрым словом, теплым хлебом, вкусными пирогами…

 – Как ни крути, все равно в нашем обществе еще много бездушия, бессердечности, цинизма, неадекватного восприятия ценности человеческой жизни, – считает она, – стараемся откупиться от одиноких старых людей копейками, подачками, а они так жаждут общения… Одна моя подопечная даже как-то сказала: «Я так жду вас, Анна Григорьевна, что иной раз на уровне галлюцинации вижу, как вы входите в подъезд и подходите к двери моей квартиры…»

 И это беспокойство, тот самый пресловутый «ежик», хотите верьте, хотите нет, придает сил Анне Григорьевне. По-прежнему душа этой очаровательной внешне и обаятельной внутренне благородной женщины вмещает всех, никому не дает успокаиваться, по-прежнему пульсирует в ней дар отдаваться чему-нибудь всем существом… Шагая во главе семейных подразделений – дети, внуки, правнуки – она успевает побывать в святых местах, доставить радость своими визитами одиноким старикам, помочь молодым когда советом, когда делом, словом, раздаривает естественно и ненатужно накопления своей богатой души… И пусть такой открытой, светлой, благородной для жизни Анна Григорьевна Скворцова остается как можно дольше! Кстати, ее святое беспокойство на днях по достоинству оценили первый секретарь комитета КЧРО КПРФ, депутат Народного Собрания КЧР Кемал Бытдаев, секретарь КЧРО ЛКСМ Мухаджир Мешезов и секретарь комитета Черкесского городского отделения КПРФ Александр Лесовой, навестив ветерана на дому и вручив благодарственные грамоты и памятную медаль, посвященную 75-летию Великой Победы.

И. Харибова, ведущий специалист библиотеки имени Азамата Суюнчева г. Карачаевска. Фото автора.

Поделиться
в соцсетях