День республики № 145 от 01.10.2020

Возрождая древний обычай

Вчера в 13:35
16 просмотров

1/1

Закрыть

Двадцативосьмилетний тренер по тхэквондо Ахмед Карданов, которого в родной Кабардино-Балкарии знают как человека порядочного, воспитанного по канонам «Адыгэ хабзэ», занялся возрождением аталычества.

 Отслужив в российской армии, Ахмед собирался стать сотрудником полиции, для чего усердно занимался спортом, развивая свои физические и атлетические способности. Неподалеку от дома он поставил турник, где регулярно упражнялся, отдав предпочтение здоровому образу жизни. И вскоре вместе с ним на эти повседневные занятия стали собираться несколько десятков ребят, которых Ахмед постепенно взял под свое крыло. Помимо физических тренировок он начал учить их азам тхэквондо.

 Увидев, как молодой человек умело справляется с ролью воспитателя, заметив в нем задатки мудрого учителя, отец одного из юных воспитанников Ахмеда предложил ему открыть секцию по тхэквондо. А в результате эта секция превратилась в нечто большее. Желающих заниматься у Карданова детей становилось всё больше и больше.

Однажды Ахмеду позвонил совершенно незнакомый мужчина и спросил, не думал ли он когда-нибудь о том, чтобы возродить аталычество, взяв на воспитание ребят. Тем неравнодушным человеком был Сулейман Тебердиев. Родом он из селения Нартан, проживает в Москве. Во время телефонного разговора Сулейман заверил Ахмеда, что доверил бы ему сына на летние каникулы, так как наслышан о Карданове как о хорошем тренере и достойном горце, на которого можно положиться.

С давних времён у многих горских народов, в том числе и черкесов, существовал обычай, по которому ребенка отдавали на воспитание в чужую семью, семью аталыка (приемного родителя), хорошо знающего адаты горцев, дабы привить ребенку такие качества, как: добродушие, человечность, сострадание, мужество, научить его любить и защищать свою родину, семью, нуждающихся в помощи людей.

И теперь, услышав об аталычестве, Ахмед заинтересовался и воодушевился сделанным ему предложением, но сразу не решился браться за столь ответственное дело, не обсудив всё с родными. Когда же Ахмеда поддержали и родители, и братья, он понял: пора начинать. Опыт работы с детьми у него уже имелся, Карданов прекрасно знал, как правильно налаживать контакт с мальчишками.

Сын Сулеймана стал одним из тех нескольких мальчиков, кого Ахмед взял на воспитание. Так как мама у мальчика по национальности русская, родным черкесским языком он не владел. Сулейман хотел, чтобы с помощью аталыка его 8-летний сын освоил родной язык, Коран, познакомился с культурой народа, научился ездить верхом на лошади, занялся спортом, стал более самостоятельным…

За лето мальчик, находясь среди детей, которые знают родной язык, заговорил на нем сам, начал читать Коран, делать намаз, освоил базовые приемы тхэквондо.

Каждый день у Ахмеда четко расписан: рано утром – подъем, физзарядка, затем завтрак, тренировка, обед, езда верхом, дальше каждый выполняет определенные задания по дому. В выходные дни аталык вместе со своими воспитанниками выезжает на природу, бывает даже на море, всё зависит от успехов его подопечных. Все мероприятия снимаются на видео, фотографируются, а затем выкладываются в соцсети.

Ахмед Карданов всё время держит всех родителей в курсе событий, но с детьми даёт общаться изредка. Он считает, что ребенок должен осознать, почувствовать, что теперь он самостоятельный и может о себе позаботиться сам. А главным его ориентиром должен являться аталык.

Когда о том, что Ахмед занимается аталычеством, пошла добрая молва, к нему начали обращаться родители детей не только из родной КБР, но и из соседних республик: Карачаево-Черкесии, Дагестана, Чечни… Однако Ахмеду негде было разместить у себя большое количество детей, воспитателю пришлось фактически отказываться от всех новых предложений. Поэтому до следующего года Карданов планирует построить дом и столовую для детей.

Прошедшим летом у Ахмеда на воспитании было 4-5 детей, им готовили мама Ахмеда и его супруга. По словам аталыка, в будущем, когда детей можно будет набрать большее количество, придется нанимать поваров. Вся документация по деятельности оформлена у него юридически.

Первый год аталычества получился познавательным, можно сказать пробным, потому и бесплатным. Правда, родители оказывали помощь в строительстве конюшни. В будущем году пребывание ребенка летом у аталыка будет платным.

Т. ЛЕХОВ.

Поделиться
в соцсетях