День республики № 148 от 06.10.2020

Глобальные вызовы современности

7 октября в 15:55
16 просмотров

Восемнадцатого сентября в Московском кадетском корпусе «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ» состоялась Международная научно-практическая конференция «Традиции и инновации гражданского воспитания в современном образовательном пространстве». В ее рамках директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, академик РАО Александр АСМОЛОВ выступил перед исследователями, преподавателями и студентами с докладом «Школа как пространство диалога между поколениями».

Психологи проводили эксперимент среди 10-летних, 20-летних и 70-летних людей. Респондентов спрашивали: «Какой человек уже не молодой, но еще не старый? Назовите его возраст». Бодрые десятилетки ответили: «21 год». Двадцатилетки сказали: «36». Самые старшие участники исследования назвали цифру «57 лет». По мнению Александра Асмолова, это означает, что категория возраста является психологическим понятием. Вот почему, обсуждая воспитание, коммуникацию и понимание между поколениями, мы должны видеть разные оптики восприятия людьми друг друга и самих себя. Кроме того, ученые говорят о демографическом возрасте, отраженном в нашем паспорте. Есть возраст социологический, дающий ответ на вопрос, когда его носитель получает карт-бланш на принятие ответственных решений. И есть психологический возраст личности, который определяется ретроспективной или перспективной направленностью мотивации. «Поэтому невероятно важно понимать, когда мы общаемся с иными поколениями, их психологический и социологический возраст», – подчеркнул ученый.

Определив понятие «идеология» применительно к воспитанию как «конструирование мотивации больших и малых социальных групп», он отметил, что у нас долгое время к идеологии относились как к Золушке, пребывающей в ожидании принца.

– Пока мы не поймем, что школа – это не только передача и трансляция знаний, мы ничего в ней не изменим. Первый и главный ценностный ориентир – понимание школы как пространства общения, диалога между поколениями, – считает исследователь.

Вспомнив слова философа («Культура – это среда, растящая и питающая личность»), он выделил две стратегии управления – директивную (стратегию ветра) и стратегию солнца, о которой говорил и «русский Леонардо», миссионер XXI века Павел Флоренский. Задача воспитания, согласно Асмолову, сводится к «созданию культурно мотивирующих сред развития личности».

– При этом для того, чтобы развивать образование, надо выйти за пределы пространства образования. Нет ничего более опасного, чем ведомственный отраслевой подход к поликультурному полиэтническому миру образования, – акцентировал Асмолов.

С его точки зрения, философия современного образования, стоит на трех китах: педагогике достоинства, педагогике сотрудничества и культурно-исторической психологии личности.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
Александр Асмолов воспитание детей мнение Мнение эксперта образование школа Школа антропологии будущего РАНХиГС