День республики № 152 от 13.10.2020

Легенда школы

14 октября в 15:51
630 просмотров

Как жалко и больно, когда из жизни уходят замечательные люди. И так хочется, чтобы память о них сохранилась надолго. Уверена, заслуженного учителя России и Северной Осетии-Алании, отличника народного просвещения Нину Николаевну Брегулу-Чехову будут долго и с теплом вспоминать очень многие. Около шестидесяти лет она проработала в школе. И не счесть, сколько учеников за эти годы прошло через ее руки и сердце…

Нина Николаевна росла в Кубанском ущелье, на хуторе Каракент, недалеко от села Коста Хетагурова. Отец Нины Николаевны не помнил своих родителей, он не знал, кто они были по национальности, как он оказался в немецкой колонии в Грузии. Именно там мальчику дали фамилию Брегула, отдали на воспитание в грузинскую семью. Мальчик-сирота помогал поливать виноградники. Но как-то мимо проезжал офицер царской армии осетин Александр Тлатов. Мальчишка очень понравился ему, и он забрал сироту с собой. Так в семье Тлатовых в селе Георгиевско-Осетинское появился сын Николай.

Тлатовы дали ему свою фамилию, учили его обращаться с лошадьми. Но после революции Тлатовых раскулачили, и юноша снова взял свою фамилию Брегула. Он женился на осетинской девушке, работал начальником почты. Односельчане его очень уважали за порядочность, почтительное отношение к старшим. Когда он въезжал в село, то спешивался и шел рядом с лошадью, останавливаясь и здороваясь со встречными.

В его семье было уже четыре девочки, когда началась война. Вскоре Брегулу как немца вместе с семьей отправили в Сибирь на поселение. Жена с детьми могла не ехать, но она решила: «Где он, там и мы – его семья». Они оставили на Кавказе свой дом, была прервана связь с родными и близкими на долгих 13 лет. Вся семья оказалась в Томской области. Старшей из дочерей, Нине, тогда было неполных 13 лет – самый ранимый возраст, когда тяжело переносятся не только материальные, но и моральные тяготы: долгий путь к месту ссылки в «телячьих» вагонах без еды, воды, под бомбежками.

Привезли их в село Асино Томской области. Поселили в клубе. Перезимовали. Местное население относилось к ним доброжелательно, соседи, такие же поселенцы, как они, помогали чем могли…

Как бы ни было тяжело на чужбине, тем не менее Нина хорошо училась в школе, а затем поступила в Томский университет, который окончила с отличием. Как вспоминала она позже, годы ссылки определили ее судьбу, воспитали в ней многие качества: смелость, упорство, правдивость, веру в справедливость.

В 1949 году скончался отец Нины, умерла сестра. Матери с тремя детьми жить было очень тяжело, и она все чаще думала о возвращении на Кавказ. И хотя уже не было в живых Николая Брегулы, спецпереселенцы не могли отправиться домой без особого разрешения. Только в 1954 году семье разрешили вернуться.

После возвращения на Кавказ Нина Николаевна стала учителем биологии в Коста-Хетагуровской школе, где проработала около 60 (!) лет. В 1961 году она стала директором школы.

Нина Николаевна была предана своей работе до фанатизма. Школа стала для нее вторым домом. Нина Николаевна была известна во всей Карачаево-Черкесии своим высоким профессионализмом, трудолюбием. Творческая энергия, порядочность, доброжелательное отношение к людям были основными ее чертами.

Нина Николаевна была Учителем учителей, с которыми она работала, много внимания уделяла молодым учителям, старалась научить их работать так, чтобы те добивались лучших результатов, поощряла за малейший успех. Говорю это со знанием дела, поскольку я и сама начинала свою учительскую работу под пристальным вниманием Нины Николаевны.

К ней приходили за советом по любому вопросу, и всегда для каждого она находила нужные слова. Активный участник областных, районных собраний разных уровней, она щедро делилась с коллегами своим педагогическим опытом, с гордостью рассказывала об успехах своих учителей и учащихся.

Ее активная жизненная позиция, любовь к детям, гордость за их успехи поражали всех, кто ее знал.

Нина Николаевна была организатором первой школьной ученической бригады в районе, первого школьного музея, спортивного зала, который был построен учащимися и их родителями.

За многие годы своего педагогического труда Нина Николаевна выпустила несколько поколений односельчан. Она не только провожала этих мальчиков и девочек во взрослую жизнь, но и внимательно следила за судьбой каждого из них. И очень гордилась, когда ее выпускники поступали в высшие учебные заведения, оканчивали их с красными дипломами. Часто бывало и так, что, оставив семью (а у Нины Николаевны было пять детей!), она сопровождала выпускников, решивших поступать в учебные заведения Северной Осетии, и возвращалась в село только тогда, когда они становились студентами. И никто из этих ребят никогда ни в чем не подвел свою школу, ее директора. Все старались учиться хорошо.

Нина Николаевна была строгим и душевным руководителем, выше всего ценила в человеке честность и порядочность. Чувство ответственности за вверенный ей школьный коллектив было для нее самым главным. Десятки лет она добивалась строительства новой школы в селе. Добилась. Новая трехэтажная школа была построена в 1982 году. Почти сорок лет она стоит в центре села и принимает каждый день своих учеников.

Вот что о ней говорят ученики и учителя школы:

Михаил Баскаев, выпускник 1967 года:

«Нина Николаевна была для нас огромным авторитетом. Ее преданность своему делу, честность, готовность помочь всем, кто в этой помощи нуждался, – все это было присуще ей. Она добивалась от нас на своих уроках полного понимания материала, показывала нам образцы трудолюбия: будь это животноводческая ферма или поля ученической бригады. Мы учились у нее самому главному в жизни – ответственности, упорству в достижении поставленной цели. Она много сделала в становлении меня как личности».

Юлия Нартикова, учитель родного языка и литературы:

«Я в село им. Коста Хетагурова приехала из Северной Осетии после окончания педучилища. Мне было двадцать лет. Незнакомые люди, незнакомые места. Пришла в школу устраиваться на работу учителем начальных классов и встретила удивительного человека – директора школы Нину Николаевну Брегулу, очень чуткого, внимательного, всеми уважаемого руководителя. Она для меня стала самым близким человеком в моей жизни. Я часто к ней обращалась и по работе, и по личным жизненным вопросам. Всегда поступала так, как она советовала, о чем никогда не пожалела. Очень жаль, что ее уже нет с нами».

Жанна Тавгазова, выпускница 1968 года:

«Для меня Нина Николаевна была и есть добрый, благородный, честный, справедливый человек. Она внушала нам, что мы достигнем многого, верила в нас, радовалась нашим успехам. Нина Николаевна поддерживала меня в самое трудное для меня время. Относилась ко мне с материнской любовью».

Эвелина Бирагова, ученица 10 класса:

«Я не училась у Нины Николаевны, не сидела у нее на уроках, но я много слышала о ней от дедушки, бабушки и от отца. Все ее знали, уважали, ценили. Она была директором нашей школы больше пятидесяти лет. Все население нашего села училось у нее и помнит ее».

Нина Николаевна оставила после себя добрую память, долгий, чистый незримый след, о котором писал в своем стихотворении «След» Леонид Мартынов:

Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?

Г. ВОРОНОВА.
с. Коста Хетагурова.

Г. ВОРОНОВА
Поделиться
в соцсетях
биография воспоминания люди Нина Брегула-Чехова память педагоги с. Коста Хетагурова село Коста Хетагурова судьба человека учителя