День республики № 156 от 20.10.2020

Звуки музыки

27 октября в 08:46
8 просмотров

Хотите услышать, как играют лучшие юные пианисты Карачаево-Черкесии? Зайдите на сайт Республиканского учебно-методического центра по художественному образованию – там выложены видеозаписи выступлений лауреатов 1 степени VII Республиканского фортепианного конкурса сольного исполнительства учащихся ДМШ и ДШИ КЧР, итоги которого подведены буквально на днях. И поверьте, вы получите массу положительных эмоций!

Этот конкурс проводится раз в три-четыре года, и готовятся к нему юные пианисты вместе с педагогами очень серьезно. Чтобы добиться победы, им нужно сначала пройти сквозь жесткое «сито» первого, отборочного, тура, проводимого на уровне методобъединений, а затем покорить жюри своей виртуозной игрой во втором, заключительном, туре, проходящем обычно на базе республиканского колледжа культуры и искусств.

Увы, в этом году пандемия смешала все карты. И в итоге традиционный отбор лучших на уровне методобъединений не состоялся. Проведение конкурса оказалось под угрозой срыва. Однако не спасовали ни организатор конкурса – учебно-методический центр, ни школы, чьи учащиеся готовились к творческому состязанию. Несмотря на массу технических проблем, конкурс был-таки проведен, хоть и в более поздние, чем планировалось, сроки и в дистанционном формате.

В нем приняли участие 35 юных музыкантов из Черкесска, Карачаевска, Усть-Джегуты (мкр «Московский»), Учкекена, Зеленчукской, Кардоникской, Медногорского. И 27 из них в пяти возрастных группах стали либо победителями, либо призерами конкурса.

Гран-при завоевала Розанна Семёнова (преп. О. Чащина) из ДШИ Усть-Джегутинского района (мкр. «Московский»). Лауреатами 1 степени стали: Лейла Такушинова (преп. Э. Журавлёва) и Дарья Тамбиева (преп. Е. Жандарова) из ДМЭШ г. Черкесска; Александра Канарева (преп. Л. Соколова) и Тамара Лозенкова (преп. О. Штак) из ДШИ Урупского района (п. Медногорский); Илона Магометова (преп. О. Чащина), Стелла Аппаева и Никита Мостовой (преп. Л. Жовтенко) из ДШИ Усть-Джегутинского района (мкр. «Московский»); Юлия Меркулова (преп. Л. Бессонова) из ДШИ г. Черкесска.

Как рассказала председатель жюри – заместитель директора по учебно-методической работе, заведующая отделением специального фортепиано Карачаево-Черкесского государственного колледжа культуры и искусств Зурида Хуранова, конкурс показал, что, несмотря на почти три месяца дистанционного обучения и летние каникулы, многие дети не потеряли форму. Это значит, они продолжали заниматься под руководством своих педагогов. И это, конечно, достойно похвалы.

– К сожалению, из-за пандемии в плане подготовки к конкурсу оказались наиболее уязвимыми первая (до 8 лет включительно) и последняя, пятая (от 15 до 16 лет), возрастные группы. В первой из восьми конкурсантов лишь два стали победителями и один – призером, а в пятой группе лишь один человек завоевал призовое место. Несомненно, тут очевидны недочеты и проблемы дистанционных форм обучения, невозможность удаленного обучения как при овладении игрой на фортепиано, да и на любом другом музыкальном инструменте, в особенности в начальном периоде обучения, так и при охвате больших объёмов сложных произведений, изучаемых в старших классах музыкальных школ.

Лучшие же результаты были показаны конкурсантами 3 и 4 групп (от 11 до 14 лет). Ими были исполнены произведения различного уровня сложности на хорошем профессиональном уровне. Чувствовались и уже имеющийся исполнительский опыт, и понимание юным музыкантом стиля исполняемого произведения… Именно среди этих ребят находилось большее количество участников предыдущего конкурса, проходившего в 2016 году. Жюри отметило, что это является доказательством преемственности и несомненной пользы в проведении такого рода творческих соревнований: мы увидели конкурсантов, получивших такие же высокие результаты, как и раньше, а в некоторых случаях – продемонстрировавших несомненный рост в своем творческом развитии. Судите сами, в третьей возрастной группе из девяти юных пианистов два заняли первое место и пять – призовые места, а в четвертой группе, где соревновались тоже девять человек, есть и обладатель Гран-при, и три лауреата 1 степени, и четыре призера…

Да, как видим, дистанционный формат обучения для пианистов, как, впрочем, и для других музыкантов, оказался большой проблемой.

А вот одной из проблем при проведении конкурса пианистов в дистанционном формате, как рассказала директор Республиканского учебно-методического центра по художественному образованию Елена Шатрова, стала запись выступлений ребят. Мало того, что далеко не у всех есть для этого технические возможности, так еще и с музыкальными инструментами – беда. Старенькие, дребезжащие, полурасстроенные – на каких только пианино не играли конкурсанты произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Гайдна, Листа и других великих композиторов. Как говорится, кто чем располагает. Профессиональному жюри, конечно, под силу разобрать, где во время выступления ошибся музыкант, а где сфальшивил инструмент. Но вот простых слушателей иные видеозаписи могут повергнуть в некоторое уныние. Именно поэтому, призналась Елена Михайловна, на сайт выложены выступления только лауреатов первой степени…

И когда я слушала эти выступления, мне думалось о том, как же все-таки талантливы наши дети! И большое спасибо людям, которые, вопреки всяким обстоятельствам, бережно и умело поддерживают их и развивают, прививая искреннюю любовь к прекрасному, любовь к музыке.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях
детские школы искусств дистанционный режим обучения конкурс конкурс детского творчества КЧР музыка музыкальная школа онлайн-конкурс Республиканский колледж культуры и искусств им. А. Даурова Республиканский фортепианный конкурс сольного исполнительства