Работать на результат
Октябрь. В прошлом в это время наши студенты уже окончательно входили в колею после летних каникул, и все мы, педагоги и студенты, были полностью поглощены учебным процессом. Этой осенью преподаватели особо рады встрече со студентами, ведь весной в целях снижения рисков распространения коронавирусной инфекции занятия во всех учебных заведениях страны, в том числе и нашем колледже, были переведены в режим онлайн. И теперь нужно наверстать то, что не удалось освоить в новом формате, и продолжать обучение по программе этого года.
Вот только очень беспокоит ухудшение в республике, как и в целом по стране, эпидемиологической ситуации по коронавирусу. Конечно, мы очень переживаем за здоровье педагогов и студентов, а кроме того, очень не хочется вновь переходить на работу в онлайн-режиме, поскольку она чревата дополнительными сложностями как для педагогов, так и для студентов колледжа.
Безусловно, есть предметы, удаленное преподавание которых может быть вполне эффективно и не теряет своего смысла в достижении конечного результата, как, например, преподавание специального цикла «Библиотековедение» на «Библиотечном отделении» колледжа, открытом еще в 1995 году.
Творческие же профессии, обучение которым ведется в нашем колледже со времени его основания в 1960 году, такие как музыкальное исполнительство (фортепиано, струнные и духовые инструменты, инструменты народного оркестра, вокал), хореографическое, декоративно-прикладное, актерское искусство, хоровое дирижирование, преподавание теории музыки, увы, не могут с той же эффективностью преподаваться дистанционно.
Природа, внутреннее содержание обучения перечисленных видов искусств предполагают живое общение педагога и ученика, будь то ученик начального звена обучения или студент колледжа и вуза, воспитание у обучаемого разнообразных, сложных умений и навыков напрямую связано не только с развитием творческого мышления обучающегося, но и с привитием ему различных двигательных представлений – техники танца, рисунка, игры на музыкальных инструментах.
Так, в обучении игре на фортепиано, как и на многих других музыкальных инструментах, краеугольным камнем является развитие у ученика слухо-двигательных представлений, так называемых тактильных ощущений – прикосновений к струне, клавише. Без личного контакта и контроля педагогом ученика, его игры, рассуждений о тембровой окраске звука, о степени погружения в клавиатуру инструмента, коррекции со стороны педагога стадий напряжения и расслабления мышц руки ученика и т.д. успех невозможен.
Понятно, что переход на дистанционное обучение в марте этого года произошёл вынужденно и стихийно. Разработка методики преподавания в новом режиме обучения заняла некоторое время. Сложности в работе диктовали и объективные причины: технические возможности многих преподавателей и студентов ограничивались наличием у них сотовых телефонов и возможностью использования сети Интернет.
Сегодня, подводя итоги почти трехмесячной работы в режиме дистанционного обучения, нужно отметить следующее. Занятия велись регулярно по представленному администрации расписанию в трех режимах: онлайн-занятия с использованием мобильных приложений для видеозвонков; просмотр преподавателем видеозаписей самостоятельных занятий студентов для оценки и корректировки освоенного музыкального материала; интернет-лекции с обязательным прослушиванием и конспектированием направленных преподавателем видеоматериалов (фотоотчёт конспекта). Что касается механизма предоставления отчетов по дистанционному обучению, то тут помог заведующий отделением теории музыки Евгений Викторович Белашов, который на Яндекс.Диске создал личные папки каждого педагога по отделениям. В них можно загружать видеозаписи уроков, голосовые сообщения и т.д. Для тех, кто работает без компьютера, только со смартфона, помимо почты можно установить бесплатную программу «Яндекс.Диск», доступную в PlayMarket и Appstore. К сожалению, несмотря на все наши усилия, как показала практика, эффективность занятий в дистанционном формате в силу вышеперечисленных специальных особенностей преподавания творческих специальностей оказалась значительно ниже, чем занятий в обычном режиме.
Проведение онлайн-занятий сопровождается такими сложностями, как: некачественная передача звука при увеличении темпов исполнения музыкального произведения, связанная с ограничениями в передаче данных сотовых операторов; существенное увеличение продолжительности занятий в сравнении с обычным уроком, вследствие чего увеличивается нагрузка как на обучающегося, так и на преподавателя.
Справедливости ради нельзя не сказать и о обнаруженных положительных факторах дистанционного обучения. Так, аксиома выдающихся преподавателей игры на фортепиано «Нотный текст неисчерпаем!» (обращает внимание музыканта на специфику нотного письма, его опосредованность, сложность и неисчерпаемость смыслов) раскрылась неожиданной гранью! Пронумерованный каждый такт произведения у двух участников дистанционного учебного процесса: преподавателя и студента – требовал пристального внимания к каждой ноте, знаку, выписанному композитором и редактором, обостренного вслушивания, тщательного обдумывания, что существенно поднимало интеллектуальный уровень занятия. В классе зачастую смыслы нотного текста из-за вечной нехватки времени расшифровываются педагогом в темпе Presto (быстро, скоро!). Вот уж действительно, «что нас не убивает, делает нас сильнее»!
Но все-таки, получив новый опыт работы в удаленном формате, оценив все ее минусы и плюсы, мы, конечно же, за традиционное обучение, за занятия в обычном режиме. Да, без сомнения, с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, с пониманием сложности нынешней эпидситуации. Но именно в режиме оффлайн, поскольку мы работаем на результат.
{{commentsCount}}
Комментариев нет