А что, так можно было?
Если вам начислили больше, чем вы потребили, бороться с этим можно и нужно. Но еще лучше провести в доме энергоэффективные мероприятия – упорядочить расчеты с ресурсоснабжающими организациями и свести расходы к минимуму. Как сэкономить таким образом на ЖКУ, рассказывает руководитель РЦОК «ЖКХ Контроль» КЧР Анатолий БАРКОВ:
– Несмотря на то, что традиционное повышение тарифов за коммунальные услуги (газ, тепло, электроэнергию, водоснабжение и водоотведение) происходит обычно в июле, тарифы на оплату услуг управляющих компаний выросли уже с начала года. В ЖК РФ говорится, что тарифы на жилищные услуги устанавливают собственники на общем собрании. В случае, если собственники не смогли договориться, решение за них принимает орган местного самоуправления. При этом (в соответствии с ПП № 331 от 27.03.18) управляющая организация должна оповестить об изменении размера платы за жилищные и коммунальные услуги как минимум за 30 дней до изменения тарифа. Если же этого не произошло – смело жалуйтесь в государственную жилищную инспекцию, одна из обязанностей которой – следить за правильностью начисления жилищных платежей. Помимо этого, у собственников всегда остается право инициировать собрание и обсудить или изменить существующий жилищный платеж. В соответствии с Жилищным кодексом обязательное собрание собственников многоквартирного дома должно проходить во втором квартале каждого года.
Еще один повод для роста платежей в зимний период – плата за отопление. Во многих регионах начало отопительного периода серьезно «утяжеляет» платежку. Однако так происходит не везде. Дело в том, что в различных субъектах РФ действует разная форма платы за отопление. В одних платят только в те месяцы, когда в дома реально подается тепло. В других платеж равномерно распределяется на все 12 месяцев года.
Если месяцы отопительного сезона выдались чрезвычайно теплыми, это дает надежду на то, что, вопреки обыкновению, теплоснабжающая компания не насчитает вам дополнительный платеж, а наоборот (о, чудо!) – вернет потраченные деньги. Если же чуда не случилось – есть повод разобраться. Возможно, не работает общедомовой прибор учета (отсутствует в принципе, вышел из строя, не прошел поверку). Сведения о последних поверках и состоянии прибора учета можно найти в государственной информационной системе ГИС ЖКХ. В этом случае оплата происходит по нормативу. Если же прибор учета в порядке – стоит проверить правильность соблюдения температурного режима.
В соответствии с законом, показания прибора учета за любой период, а также температурный график (приложение к договору поставки тепловых ресурсов) обязана предоставить управляющая компания. Запросите выписку в Гидрометцентре, сравните фактические показания температур с прогнозными – и вы поймете, законны ли начисления за тепло.
Имея показания ОДПУ и другие данные, можно рассчитать плату за тепло самому. Впрочем, путь этот крайне сложный и долгий, и под силу он только очень упорным и квалифицированным потребителям коммунальных услуг. Гораздо проще написать заявление о проверке начислений в государственную жилищную инспекцию. И если выявится расхождение, можно потребовать не только перерасчет, но и штраф в пользу жильцов.
Еще больше упростит жизнь потребителей установка в доме «умного» прибора учета, показания которого можно в любой момент посмотреть в личном кабинете. Как правило, в личных кабинетах одновременно отражается фактический температурный график. Сопоставление переданного тепла и реальной температуры происходит автоматически. Данные такого прибора учета могут стать законным основанием при обращении в ресурсоснабжающую организацию, государственную жилищную инспекцию или в суд с требованием пересчитать плату. Однако гораздо проще не допускать лишних переплат в принципе, чем позже требовать перерасчет.
Контролировать подачу тепла в дом помогает специальная аппаратура. Существуют различные технические решения, в том числе и достаточно дешевые, которые контролируют количество поступающего в дом тепла в зависимости от температуры окружающей среды или температуры внутри помещений. Установить такие приборы можно общим решением собственников. Но в процессе подготовки к собранию лучше проконсультироваться со специалистами. Например, ООО «Тепловые сети» по городу Черкесску.
Если дом собирает деньги на капитальный ремонт на специальном счете и вы ставите соответствующее оборудование в рамках капремонта, то можно претендовать на возмещение затрат из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, который реализует проект по поддержке энергоэффективных капитальных ремонтов (https://fondgkh.ru/ г.Москва). Кстати, консультации собственников и помощь в получении средств на возмещение затрат НП «ЖКХ Контроль» также производит на безвозмездной основе – на средства президентского гранта.
А вот еще один способ сэкономить зимой – проверить перерасчет платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды. Плата за ОДН – это горячая и холодная вода, а также электроэнергия, потребляемая на обслуживание многоквартирного дома. Нормативы на ОДН устанавливает регион. Практически во всех платежках эти суммы выделены отдельной строкой.
Так вот если в доме стоит прибор учета, который показывает, что фактическое потребление меньше установленного норматива, платеж граждан должны пересчитать, вернув им лишнее. Однако многие управляющие компании не делают этого, ссылаясь на то, что постановление Правительства с методикой перерасчета так и не было принято. На мой взгляд, такие заявления безосновательны, поскольку требование перерасчета содержится в Жилищном кодексе. Данный вывод подтверждает и решение Верховного суда (10.01.2020 №304-ЭС19-25414).
Так что, уважаемые потребители коммунальных услуг! Изучайте законодательство, контролируйте работу управляющих компаний и ресурсников, используйте современные технологии! Это позволит вам не только держать руку на пульсе, но и не платить за часть тех ресурсов и услуг, которые вы уже реально использовали.
Будьте бдительны и экономьте!
{{commentsCount}}
Комментариев нет