День республики № 161 от 29.10.2020

На Кумыш-­Баши не пустует ни пяди земли

3 ноября в 14:40
32 просмотра
Источник — Фото автора

Плато Кумыш-Баши издавна славилось как житница Карачая, где на площади 1500 гектаров пашни народ возделывал картофель, кукурузу, сахарную свеклу, кормовые культуры. В годы советской власти свои наделы здесь имели практически все малоземельные совхозы Карачаевского района. Здесь же находились животноводческие фермы, молочный комплекс, овцеводческие зимние кошары. Хорошо помню упоительный аромат перемолотой травяной муки (востребованные витамины для бурёнок), которую с утра до позднего вечера выдавал огромный агрегат. У тружеников полей и ферм был азарт к работе – в ходе социалистического соревнования выявлялись лучшие и щедро вознаграждались в виде путёвок в санатории и даже новеньких «Жигулей», а то и «Волг» – предел мечтаний каждой советской семьи. В летнюю трудовую четверть здесь трудились ученические бригады соседних школ, оказывающие весомую помощь хозяйствам в прополке. И для многих ребят работа в поле, содержательный досуг на культстане, пример старших определяли выбор профессии, и они с желанием поступали в аграрные вузы и техникумы.

Об этом мы с ностальгией вспоминали с руководителем АККОР Карачаевского района, фермером многоотраслевого КФХ Рамазаном КАРАМУРЗИНЫМ (на снимке), чья трудовая деятельность в основном и прошла на Кумыш-Баши. После окончания Первомайского совхоза-техникума поначалу он работал там же в подсобном хозяйстве, пока не пришёл в начале 80-х в совхоз «Кумышский». Здесь ему довелось быть зоотехником, заведовать фермой, а затем отделением №3 Кумышского совхоза.

– Мне было у кого учиться хозяйствованию. Вот вспоминаю сейчас директоров совхоза, с которыми довелось работать, а это Джаппар Салпагаров, Мурат Шидаков, Азрет-Али Батчаев, Курман Блимготов, каждый из них был настоящим командиром производства, душой болеющим за коллектив и за дело, которому служил, – говорит Рамазан Леуанович. – А уметь просчитывать перспективы севооборота и будущего урожая в зоне рискованного земледелия и одновременно думать о зимовке или откочёвке скота на летние пастбища, условиях жизни на стоянках животноводов – было нелёгкой ношей. Но я тогда и представить не мог, что спустя годы взвалю на себя нелёгкое бремя руководителя семейного хозяйства. А начинать пришлось почти с нуля. Ведь в 90-е годы, когда разваливались хозяйства, были заброшены тракторные бригады вместе с техникой, а плодородная земля отдана на откуп амброзии и пустоши, созидательная, плодотворная жизнь на плато Кумыш-Баши замерла. И робкие ростки фермерского движения появились где-то в середине 90-х.

Я приехала на Кумыш-Баши – подвернулась удачная оказия, – когда кукуруза на силос в КФХ Р. Карамурзина уже была убрана, заложена в силосные ямы, и ценный корм для животных составил 1500 тонн. Словом, «нивы сжаты, рощи голы», – подумалось мне… Ан нет – на других полях ещё зеленела в рост человека «королева полей». Уборочный комбайн пройдётся по ней гораздо позже. Кукуруза на зерно должна добрать свою спелость к зимним холодам.

Охватывая взглядом бескрайние поля, порадовалась тому, что сегодня на Кумыш-Баши не пустует ни пяди земли. Рядом с фермером Карамурзиным на своих участках, взятых в аренду, трудятся Салис Гаджаев, Роберт Халкечев, Руслан Касаев и другие. И все они – специалисты своего дела. К примеру, Салис Назирович арендует 500 гектаров пашни, где у него сегодня дозревает кукуруза на зерно.

Известно, что в нынешнем году из-за засухи в республике на многих полях эта культура начисто погибла. Но в хозяйстве Рамазана Карамурзина было приложено немало сил, чтобы спасти посевы. Это и культивация, и внесение удобрений, и рачительный подход к будущему урожаю. Как признаётся Р. Карамурзин, каждый раз, приступая к севу зерновых или посадке картофеля, фермер надеется на хороший урожай. И так происходит всегда, иначе нет стимула и начинать посевную. Но для каждого работающего на плато Кумыш-Баши есть своё поле надежд, которое с благодарностью отзывается на затраченный труд и отношение к земле-кормилице.

Вдохнув жизнь в эти поля, аграрии к тому же восстановили и заброшенные фермы. Сегодня в стаде Карамурзина 1250 голов крупного рогатого скота и 800 овец. Живность всё ещё пока находится на отгонных выпасах Бийчесына. За ней ухаживают его сыновья Казим, Азрет-Али, Ахмат. Семья сама справляется с большим хозяйством, как и с заготовкой сена. А Карамурзин в этом вопросе категоричен – никаких покупных тюков, качественное сено не должно быть пересушенным, его надо вовремя заскирдовать, дабы сохранить все кормовые качества. Как обычно, он с сыновьями заготавливает до 200 тонн высококачественного сена.

Рамазан Леуанович 8 лет возглавляет АККОР Карачаевского района, и именно благодаря его организаторским способностям фермерское содружество стало сплочённее и организованнее. В ассоциацию входят 152 хозяйства, где тон задают такие фермеры, как Хасан Аджиев, Али Джашаккуев, Ханапи Алчаков, Исса Тоторкулов и другие. Как считает Карамурзин, животноводство в Карачаевском районе имеет большой потенциал преданных делу людей – со своими традициями, отношением к профессии, которая издревле передавалась от отца к сыну. Совсем скоро стада вернутся на «зимние квартиры» на плато Кумыш-Баши, у фермеров появятся новые заботы и хлопоты, без которых немыслим труд истинных хозяев земли.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
аграрии КЧР АККОР животноводство Карачаевский район КФХ КЧР плато Кумыш-Баши Рамазан Карамурзин сельская местность сельские будни сельское хозяйство сельскохозяйственные предприятия фермер