День республики № 161 от 29.10.2020

«Перед этим горем гнутся горы…»

3 ноября в 12:06
8 просмотров

Тяжелым бременем легли репрессии 20-40-х годов на судьбы народов России. Миллионы расстрелянных, десятки миллионов осиротевших, овдовевших, вырванных из привычного круга жизни, лишенных отчего дома. Невозможно подсчитать точное количество жертв. Ведь пострадали не только те, кто был выслан, расстрелян, но и те, кто много лет носил клеймо сына, дочери «врага народа». Сколько судеб исковеркала машина террора! Сколько семей было уничтожено!

Сибирский край стал местом ссылки и гибели тысячи крестьян, раскулаченных и сосланных с Кавказа. Отголоски тех трагических событий и по сей день доносятся до потомков, до тех, чьи родные и близкие были уничтожены.

Многострадальная семья Амироковых

Глава семьи, Джагафар Омахожевич Амироков, родился в ауле Зеюко в достаточно зажиточной семье. Женился на Фатимат Саитовне Муссовой, уроженки того же аула. В этом браке родились пятеро мальчиков и девочка. Судьба Фатимат оказалась трагичной – женщина умерла при рождении шестого ребенка. Мальчик остался жив. Его назвали Мугарифом. Грудного малыша вскормила русская женщина… Тогда для семьи Джагафара Омахожевича несчастья только начинались. В 1933 году семью высылают в Сибирь в составе 7 человек: отца, сыновей – Ахмеда, Аюба (пропал без вести в Сибири), Абубекира, Али, Мугарифа и дочери Загират (Лята). На момент высылки Мугарифу было три годика. Не выдержав тяжелой дороги, мальчик умер в пути.

– Тяжело рассказывать, какие несчастья пережила наша семья на чужбине. При разговорах о Сибири отец часто вспоминал о трагической судьбе моего деда, Джагафара Омахожевича. Ведь на момент высылки у него уже не стало жены, и дедушка без какой-либо опоры тогда остался с большой семьей в чужой сибирской глуши.

Отец рассказывал, что без ведома своего отца он решил женить его. Привел в дом женщину – татарку. Она была из репрессированных. Но когда дедушка понял, по какой причине у них дома появилась женщина, он не разрешил переступить порог своей хаты. После сказал сыну: «Я знаю, тебе жаль меня! Но как бы мне трудно ни было, второй раз я семью не создам. Я хочу сохранить верность своей единственной супруге – твоей матери». И он сдержал свое слово, – вспоминает внучка Джагафара Омахожевича – Людмила Хакунова.

Глава семьи умер в Сибири. Не суждено было ему увидеть свой Кавказ, могилу горячо любимой жены Фатимат в ауле Зеюко.

Судьба Абубекира Амирокова

Он родился в 1918 году в ауле Зеюко. С семьей в возрасте 15 лет был выслан в Сибирь, где его ждали тяжелейшие испытания. Он много рассказывал своим потомкам, что ему и его семье пришлось пережить на чужбине.

– Был голод. Одеваться было не во что. Ходили в лохмотьях. На тот момент отцу было уже 16 лет, – вспоминает дочь Абубекира – Людмила. – В один из дней, прося милостыню, он оказался далеко от дома. Ночь застала его в пути. Голодный и оборванный, он постучался к одной семье, надеясь на то, что его пригласят переночевать и накормят. И он не ошибся. Дверь открыл пожилой мужчина. При виде оборванного пацана, не спросив ничего, он лишь окликнул жену: «Мать, ну-ка, затопи баньку! У нас гость»… Вначале отца в хату не завели. Сбрили волосы наголо. Затем послали в баню. Хозяин попросил свою жену дать моему отцу что-нибудь из его вещей. Спустя несколько часов папа уже сидел за ужином, где ему было тепло и уютно. Хозяин сразу его предупредил, что «поглощать пищу нужно понемногу»… Женщина же смотрела на парня и тихо всхлипывала. У этих добродушных сибиряков отец пробыл три дня. В знак благодарности он всячески помогал им по хозяйству. Отец много раз повторял, что ему очень не хотелось тогда расставаться с этими добрыми людьми. Но ему надо было возвращаться к своей семье… Удивительно. Сибиряки и сами жили впроголодь. Но они были так добры и милосердны, делились последним куском.

Учёба. Труд. Война

Уже взрослым парнем Абубекир окончил 2 класса начальной школы. В 1939 году, до начала войны, он отучился на курсах трактористов.

– Шел 1940 год. С утра допоздна молодёжь работала в поле: пахали, сеяли, убирали урожай. Это были выжившие, прошедшие ад и голод ребята, которые любили, ценили, уважали труд. А долгими сибирскими вечерами молодежь устраивала посиделки, пела русские частушки, танцевала, и, несмотря ни на что, влюблялась, создавала семьи…

Трудовой подвиг

Великая Отечественная война поистине стала священной. Как и вся молодежь села, Абубекир тоже попросился на фронт. Более того, неоднократно письменно обращался в военкомат. Но директор МТС Вассийского (ныне Тарского) района по фамилии Горбачев, без ведома Абубекира, попросил представителей военкомата по брони оставить Амирокова как лучшего тракториста и бригадира тракторной бригады… Этот факт до конца жизни не давал покоя Абубекиру. Ведь он считал, что ему место было на фронте, среди его сверстников…

Но свой весомый вклад внесли в Победу и работники тыла. Люди в тылу работали без сна и отдыха, не покладая рук, веря в приближение Великой Победы.

– Все трудоспособное население было на фронте. На тот момент отцу был нужен помощник-прицепщик. В один из рабочих дней к нему подошла молоденькая девушка и сказала, что ее прислали работать с Абубекиром Амироковым. Звали ее Лизой. Мой отец узнал ее. Это была дочь репрессированного Алима Лашевича Лапугова. Позже молодые поженились. В 1945 году, будучи еще в Сибири, у моих родителей родился первенец, – вспоминает Людмила.

Вскоре после войны жить в Сибири стало легче. На тот момент у молодой семьи уже был свой скромный уголок. Было что покушать, надеть. К слову сказать, стал налаживаться быт. Но их душа тянулась на малую родину – на землю предков, на Кавказ, по которой они искренне тосковали. Когда Абубекир подошел к директору совхоза за расчетом, тот его стал отговаривать от отъезда: «Сынок, на Кавказе голод, разруха. Здесь, хоть и скромно, но место уже вами обжито. Там же вам придется все начинать с нуля»… Директор совхоза был прав. Но отец не послушался. Зов крови и тоска по малой родине оказались сильнее. Забрав жену с маленьким Володей, они выехали на Кавказ, где их ждали новые испытания…

Своя чужая родина

Местом жительства молодых родителей стало село Ильич (это название оно получило позже) Зеленчукского района. Там же родились и воспитывались остальные четверо детей. Вы спросите: «Почему семья не вернулась в свой родной аул, откуда они были высланы?» Это тоже отдельная история для семьи Амироковых…

– По большому счёту, возвращаться было некуда – все имущество было конфисковано. На тот момент председателем колхоза «Путь Ильича» был уважаемый фронтовик Абубекир (Пата) Дадымович Аргунов. А земля, где стояли бараки для тружеников села, принадлежала именно этому колхозу. Там жили колхозники и семьи, вернувшиеся из ссылок. Наша семья была одной из них. Вскоре территория нашего проживания стала обживаться. Возникло село. Когда карачаевский народ вернулся из ссылки, жителей в поселении стало намного больше. В селе появилась кое-какая инфраструктура: малокомплектная школа, фельдшерский пункт…

Помню, как мы, будучи еще совсем маленькими, каждый день преодолевали три километра пути, чтобы добраться до Новоисправненской школы. В каком же восторге была молодежь села, когда у нас открыли восьмилетнюю школу! Я и моя сестра Фатима оканчивали Ильичевскую школу. А братья: Владимир, Мухамед и Мухадин – получили полное образование в станицах Сторожевой и Зеленчукской; в ауле Хумара, проживая у наших родственников. Затем все они поступили в высшее учебное заведение – Ставропольский сельскохозяйственный институт. Наш брат Мухамед стал профессором! – с гордостью делится с нами Людмила.

Глава семьи Абубекир как профессионал своего дела, как труженик полей по-прежнему без отдыха работал в сельском хозяйстве, был высококлассным трактористом. А талантливая, трудолюбивая, нежная Лиза стала отличной домохозяйкой.

– К чему только не была приспособлена наша мама! Труженица и рукодельница, любящая музыку, она была самой лучшей матерью на свете. Все вещи, что носили мы, она шила сама. Вязала. Выросшая в сибирской глубинке, отлично играла на балалайке, гитаре, национальной гармошке… Она полностью посвятила всю себя нам и отцу. Была очень хозяйственной. Содержала огромное хозяйство: гусей, кур, коров, телят, которых она трепетно выхаживала. К чему прикасалась ее рука, то обретало душу. Она еще в Сибири уже с десяти лет познала тяготы колхозной жизни: девочки косили, убирали сено; с дальних сенокосных угодий подвозили сено и солому на фермы, кололи дрова…

Невозможно передать словами, сколько достоинств было у нашей матери. Она была необыкновенной! Лучшей из лучших. Да, человек боготворит того, кто подарил ему жизнь. Но наша мама подарила нам не только жизнь, она всю себя до конца своих дней отдавала детям, своему потомству. Она была особенной. Теплоту ее души и добрый нрав мы будем помнить всегда. Благодаря нашим трудолюбивым родителям у нас – их детей, было все, что мы желали.

По хозяйству и в воспитании детей нашей матери помогала моя бабушка, ее мама, Джалдуз Исмаиловна Лапугова, которая намного позже присоединилась к нам, вернувшись из ссылки. Жить бабушка захотела у своего зятя, то есть у нашего отца. «Я бы хотела жить с вами. Возвращаться в Старокувинск не могу. Да и встречать меня там некому. Возвращать мой дом никто и не собирается. Я же еще репрессированная…» – говорила моя бабушка.

Счастливый случай

Довольно долгое время семья Амироковых прожила в селе Ильич. Как и остальные семьи, они трудились в колхозе, растили детей, поднимали послевоенное разрушенное сельское хозяйство. Но с первых дней по возвращении из Сибири Абубекира не покидала мысль вернуться в аул своих предков – Кош-Хабль. Для этого он даже приобрел участок, чтобы построиться. Сейчас там живет старший из сыновей Абубекира и Лизы – родившийся в Сибири Владимир. Но когда младшему сыну Мухадину предложили место главного зоотехника в совхозе «Хабезский», семья Амироковых не раздумывая переехала в аул Хабез. И до конца своих дней Абубекир и Лиза прожили в районном центре, с сыном Мухадином.

Они жили теплыми воспоминаниями о Сибири, с болью и со слезами на глазах вспоминали тяготы ссылки, с огромной благодарностью рассказывали о сибиряках.

Достойны родителей…

Нет большей радости для родителей, чем иметь воспитанных детей. Абубекиру и Лизе с этим повезло. Они всегда гордились своими детьми и их потомством. Старший из сыновей, Владимир, окончил школу механизации и в 17-летнем возрасте был направлен в Казахстан на поднятие целинных земель. Заочно отучился в Ставропольском сельскохозяйственном институте. В последующем работал главным зоотехником пчелосовхоза.

Средний сын, Мухамед, после окончания Ставропольского сельскохозяйственного института по направлению попал в Новосибирскую область. Много лет был начальником Управления ветеринарии Новосибирской области. Доктор ветеринарных наук, профессор, заслуженный врач России. Награжден медалью «За заслуги перед Новосибирской областью». Автор и соавтор более 100 научных работ и публикаций. В настоящее время занимается преподавательской деятельностью.

Младший из сыновей, Мухадин, работал главным зоотехником, заместителем директора совхоза «Хабезский». Имеет благодарность Министерства сельского хозяйства СССР за выведение новой породы овец. В данное время работает антикризисным управляющим.

Старшая дочь Людмила окончила Черкесское педагогическое училище. Но педагогической деятельности отдала всего несколько лет, проработав в районной школе-интернате. Затем 11 лет была заведующей архивом Хабезского района. После в районо она работала инспектором по кадрам. Затем и специалистом…

Младшая дочь, по паспорту Светлана, но все ее знают как Фатиму, окончила Ставропольский кооперативный техникум. Более 13 лет проработала в Хабезском райпо. После ее увлекла предпринимательская деятельность. Способности к рукоделию от Лизы передались именно Фатиме. В свободное от домашних забот время Фатима вышивает и вяжет изумительные вещи. Это ее хобби. Она создает прекрасные куколки и радует красивыми этническими поделками родных и близких.

Без сомнения, родители воспитали таких же, как они сами, порядочных и трудолюбивых детей, вырастили достойнее поколение внуков… До конца своих дней Абубекир и Лиза были опорой и поддержкой для всех своих детей без исключения.

Люсана АБИДОКОВА
заслуженный журналист КЧР
Поделиться
в соцсетях
2020 Абубекир Амироков биография воспоминания День памяти жертв политических репрессий люди память прикосновение к судьбе семья судьба человека