День республики № 164 от 03.11.2020

Дина Балкарова: «Я буду петь»

9 ноября в 09:49
94 просмотра

История молодой оперной певицы Дины Балкаровой из Нальчика скорее похожа на сценарий к фильму: крутые повороты судьбы, испытания, искушения, потери и награды. Так что же главное для человека, который нашел свое призвание? Его талант, а может, все-таки что-то другое?

Первый выход на сцену у тогда еще совсем малышки Дины Балкаровой был, как нынче модно говорить, «эпичным»: «При 44-м садике, куда я ходила, была театральная студия от школы искусств №1. В эту студию отбирали деток, а в садике проходили своего рода «театральные пробы»: называли фамилию, нужно было выйти, рассказать стишок. Это снимали на камеру, все происходящее тогда мне казалось ну очень серьезным! Я настолько сильно перепугалась, что как только услышала свою фамилию – сбежала и спряталась в шкафу. На записи так и осталось: «…Выступает Дина Балкарова!» И все. Тишина, конец фильма. Дальше суета, поиски меня, обрыв пленки». Но на вторых пробах талантливую девочку, конечно же, заметили, и началась учеба в театральной школе. Дина всегда с теплом вспоминает своего первого педагога Ларису Бидову и считает, что это именно она заложила основы актерского мастерства, научила быть раскрепощенной и открытой на сцене.

Через три года учебы директор театральной школы порекомендовала маме Дины отдать дочь в школу музыкальную: «Ведь у девочки определенно талант!» Еще ребенком Дина поняла, что ее интересуют серьезная классическая музыка, опера, арии. Однако отделения вокала в музыкальных школах региона не было, потому все оставили как есть: уроки фортепианной игры и хорового пения. Так и продолжалось бы, наверное, дальше, если бы не неравнодушие педагога по пению Елены Хейфиц, которая настолько доверяла любимой ученице, что позволяла ей подбирать для себя репертуар, развивала голос, дыхание, а в конечном итоге и подсказала продолжить учебу за пределами республики. «Да, у меня и на родине был прекрасный старт, – рассказывает Дина, – наши театральные постановки снимало местное телевидение, мы выступали со спектаклями и мюзиклами на самых разных площадках, а от музыкальной школы ездили даже на гастроли в Италию: выступали в Пизе, Флоренции, Венеции, что для меня, тогда 11-летнего ребенка, было настоящим откровением. Но к окончанию школы я по совету педагога и при поддержке родных все-таки приняла решение уехать».

Дина с благодарностью говорит о маме, которая в свое время не стала удерживать дочь возле себя, всегда относилась с пониманием и уважением к ее стремлению развиваться в мастерстве оперного пения, учиться и познавать мир. Так, сразу после школы Дина отправилась в Санкт-Петербург: музыкальное училище им. Римского-Корсакова распахнуло для молодой студентки свои двери. Именно в городе на Неве девушка нашла верных друзей, а профессионализм и человеческие качества преподавательского состава она до сих пор считает едва ли не эталонными: «После учебы в этом училище ты можешь полноценно выступать, даже не оканчивая консерваторию. Каждый предмет, который там преподавали, – от итальянского языка до фехтования – это повод для отдельного рассказа».

Балкарова прожила в Санкт-Петербурге 9 лет, для нее это любимый город. Именно здесь состоялись ее первые серьезные концерты, именно петербуржцы стали ее первыми зрителями. Большой концертный зал училища, Большой и Малый залы филармонии, два сезона в Михайловском театре, где она изучила практически все оперы, ежедневные репетиции, спектакли…

Но останавливаться на достигнутом – не в привычке Дины: «Мы с подругой записались на курсы немецкого и однажды решили отправиться в Германию, подтянуть свой уровень языка. Мы жили в городке недалеко от Франкфурта-на-Майне, там как раз по пути была консерватория. Подруга уговорила меня подать туда документы, а после прослушивания мне порекомендовали … не тратить время и отправляться сразу в высшую школу музыки во Франкфурте».

Но жизнь вносит свои коррективы, и эти повороты судьбы не всегда из приятных. Через полгода учебы в Германии Дине пришлось взять академический отпуск и вернуться в Нальчик: скончалась любимая бабушка, а маме, оставшейся в одиночестве, нужна была поддержка: «Я, конечно, знала, что очень рискую: как для спортсмена перерыв в тренировках повлечет неизбежную потерю мастерства, то же самое и для певца. Но я выбрала семью. Да, пришлось бы потом долго и сложно восстанавливаться, но решение было принято».

Помимо психологически непростого периода в семье, Дина привыкала и к уже другой жизни на родине: в Нальчике совсем другие темп и ритм, совсем другая «культурная программа», а любимая опера – разве что из интернета… Но девушка старалась не унывать и не предавалась «тоске артиста», а решительно бралась за любую работу, пусть и бесконечно далекую от ее профессиональных интересов. Однако подавленное состояние было уже не скрыть от любящих глаз матери: «Мама заметила это и поступила мудро: сама предложила мне уехать, сославшись на то, что я уже помогла ей преодолеть душевную боль, и теперь ее черед помочь мне».

Но возвращаться после долгого перерыва в Германию Дина так и не решилась. Тогда друзья из Петербурга предложили неожиданный выход: в Норвегии, на острове Шпицберген, есть вакансия. Почему бы и нет? Да, барменом, но такой опыт уже был и в Питере, и в Нальчике, руки труда не боятся, а амбиции артиста не застят глаза: «Я без промедления согласилась. А через год уже стала…сотрудником норвежской почты. Потом начала параллельно водить группы туристов из Германии в качестве гида». Да, работы много: это шахтерская земля, постоянный круговорот посылок, писем, людей… Но музыка не осталась в прошлом. Балкарова продолжила самостоятельно изучать арии и даже давать концерты. Прямо на острове: «Там часто проводились международные культурные обмены, в рамках которых я и выступала». И там же, за полярным кругом, Дина встретила свою любовь: мужа, отца ее сына, с которым сейчас они временно обосновались в Нальчике.
 
«Это, видимо, мое мировоззрение: не цепляться ни за что. Я много где жила, я люблю людей, люблю природу, люблю животных. Да, музыка – это мое призвание, и хотя я смогу прожить и без музыки, но что это будет за жизнь? Музыка обязательно останется в моей судьбе. Немного подрастет малыш – планирую продолжить учебу, выступления, только пока не решила – где. Жизнь сама подскажет. Хочу нести счастье людям. И если мой голос может сделать кого-то чуточку счастливее – я буду петь. Сейчас мои главные слушатели – моя семья, мой сын. Хочу открыть для него мир музыки, показать нашу планету, разные страны. Научить быть свободным, заботиться о людях и животных. Прекрасно, если своей музыкой я смогу передать это не только родным, но и другим людям. Планы ли это? Скорее, мечты. Но мечтам свойственно сбываться».

А. ДОКШОКОВА,
Еженедельная газета «Советская молодежь».

А. ДОКШОКОВА
Поделиться
в соцсетях
биография воспоминания Газета "Советская молодежь" Дина Балкарова Кабардино-Балкарская республика Кавказ - наш общий дом КБР люди судьба человека