День республики № 164 от 03.11.2020

Фронтовая любовь

9 ноября в 13:27
6 просмотров
Источник — Фото из семейного архива Егоровых

Восемнадцать лет Ивану Егорову исполнилось в середине июля 1941 года, когда вовсю полыхала война, а на полях сражений гибли сотни, тысячи таких, как он, новобранцев, ставших на пути захватчиков пусть во многом еще неумелым, но надежным заслоном. А месяц спустя он был призван в ряды РККА из своего родного городка Аткарска, расположенного в Саратовской области, где прошли его детство, отрочество и началась юность, ставшая в одночасье боевой. Иван попал в 143-й зенитный артиллерийский дивизион ПВО, который в сражениях с врагом нес в то время большие потери.

Анечка Постникова, ровесница Ивана Егорова, жила в селе Красноярском Ставропольского края. Во время Великой Отечественной войны отсюда на фронт ушли более 200 жителей, половина из которых так и не вернулись обратно. Аня в ряды РККА попала в апреле 1942 года, а в августе ее родное село было оккупировано немцами на целых полгода. Но девушка в это время уже воевала с врагом на передовой – в 15-м отдельном полку связи 58-й армии радиотелеграфистом.

Так и служили Ваня и Аня каждый в своей части. Однажды обе их дивизии соединили из стратегических соображений, и в итоге молодые люди встретились, познакомились, а потом и полюбили друг друга. Как раз в это время шли бои за Северный Кавказ.

– Бабушка и дедушка вместе со своей дивизией дошли до Украины и там, в селе Березовка, на границе с Болгарией, зарегистрировали свой брак. Когда поженились, то получили свой первый семейный документ – в загсе им выдали свидетельство, написанное на оберточной бумаге, и поставили на нем печать. После войны дедушка еще два года прослужил в армии и домой вернулся только в 1947-м, а бабушка Аня – на три года раньше, – рассказывает их внучка Татьяна Колодезнова (Егорова).

Сержанта Анну Егорову демобилизовали в декабре 1944-го по очень мирной причине – она ждала их с Иваном первенца. Возвращалась беременная из Болгарии и почти три с половиной месяца провела в поезде – столько времени эшелон добирался до родных ей мест. Наконец, прибыла в село Красноярское. Надо ли говорить, сколь радостной оказалась встреча с родными! А в апреле родилась у Ани дочка, которую она назвала Любой – Любушкой. Малышка увиделась с отцом, когда ей было уже около трех лет.

После возвращения Ивана семья несколько раз переезжала, прежде чем оказалась в г. Черкесске. К тому времени у Егоровых было уже трое детей: Люба, Таня и Вася.

Дружной семье выделили одноэтажный маленький домик, точнее говоря – барак, возле железной дороги, а когда через несколько месяцев бытовой пожар уничтожил это жилище (слава Богу, обошлось без жертв), Егоровым дали квартиру в центре города Черкесска по улице Ленина, в которой Иван и Анна прожили всю оставшуюся жизнь.

Иван работал на железной дороге бригадиром строительно-монтажного поезда (СМП). Бригада делала пути, отстроила железнодорожную станцию Абазинка. Позже было уже другое строительство, например, в Домбае гостиницу возводили. Словом, без дела глава семейства не сидел. Но за делами о жене и детях никогда не забывал. Да и хобби у него были – охота, собаки, рыбалка. Передалось это все потом сыну Василию.

В 1980-м Иван тяжело заболел и так и не смог победить коварную и беспощадную болезнь, в том же году его не стало. Он успел увидеть внуков только от своих дочек, а вот от сына – нет. Этих внучат дождалась Анна Ивановна.

– Бабушка прожила еще тридцать четыре года одна, замуж больше не вышла. Работала на заводе НВА слесарем-сборщиком на конвейере.

Оттуда же ушла на пенсию. Добрым очень и душевным человеком была. Меня всегда поражало ее отношение к людям, к жизни – человек в самом начале своей юности прошел ад, видел многое, мог бы ожесточиться, но бабушка Аня запомнилась нам всем добрейшей души человеком, – вспоминает Анну Ивановну внучка Татьяна, которая и сама очень много помощи увидела от своей бабули.

До конца своих дней Анна Ивановна помогала родне, чем могла: смотрела внуков, правнуков. Их было семь на семь – поровну. Всех она успела увидеть, кроме самого младшего правнука – Стасика. Но и он, по рассказам родителей, прекрасно знает о том, что его прадедушка и прабабушка полюбили друг друга на войне, сражаясь за свою Родину, а потом эту любовь пронесли через всю свою жизнь. И в свои пять лет он с гордостью несет их портреты, шагая в строю Бессмертного полка.

Вот так и вышло, что жестокая и бессердечная по сути своей война соединила две юные судьбы, и стали они одной – на двоих. Дети Ивана и Анны хотели бы рассказать намного больше о своих дорогих родителях, о которых не только остались самые светлые воспоминания, но и напоминают их боевые награды: Иван был удостоен медалей «За оборону Кавказа», «За победу над Германией» и др., а Анна была награждена орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией»… Но не любили супруги Егоровы вспоминать войну и не рассказывали почти ничего.

– Помню, бабушка говорила о бытовых трудностях на фронте. О том, например, что летом и осенью блох, клещей валом было по лесам и полям. Не избавишься… Но о самих сражениях и немцах – ни слова, – делится Татьяна.

Еще, по воспоминаниям родных, Анна Ивановна рассказывала, как на войне учила азбуку Морзе – нелегко эта наука молоденькой девушке давалась, но зубрила, запоминала. Так крепко, что до конца своих дней помнила. А вот дедушкиных воспоминаний и вовсе не осталось. Не хотелось супругам ворошить горькие воспоминания. Хотели, чтобы их дети, внуки и правнуки жили под мирным небом, ярким солнцем, без тяжелых свинцовых туч страшных воспоминаний над головой. Так и прожили они свою жизнь – с войной в глубинах памяти и с любовью к жизни в своем сердце.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Анна Егорова Великая Отечественная война ВОВ воспоминания Газета "День республики" Иван Егоров история из жизни Кунацкая люди судьба человека