День республики № 165 от 05.11.2020

Способствовать успешной карьере инвалида

10 ноября в 13:33
2 просмотра

В октябре в. Москве Государственный институт новых форм обучения провел Всероссийскую конференцию «Совершенствование и развитие инклюзивного профессионального образования в субъектах Российской Федерации: практические кейсы и новые решения». Конференция проводилась по заказу Министерства просвещения РФ. Одной из ее задач была трансляция лучших практик российских колледжей по сопровождению трудоустройства, социальной и профессиональной адаптации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ в субъектах Российской Федерации. К участию в конференции были приглашены ведущие ученые, эксперты в области инклюзивного профессионального образования, эксперты Федерального методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО, специалисты-практики из базовых профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, руководители и специалисты научных учреждений и вузов. В их числе был и директор Индустриально-технологического колледжа в г. Черкесске Ахмат БАЙРАМУКОВ.

 – Ахмат Ибрагимович, насколько нам известно, вы выступили в Москве с докладом о состоянии инклюзивного профессионального образования в КЧР, имевшим широкий резонанс. Расскажите об этом поподробнее.

– В соответствии с приказом Минобразования и науки КЧР №113 «О создании базовой профессиональной образовательной организации», вышедшим в мае 2017 г., в республике получила свое развитие система инклюзивного образования. Для решения проблемы подготовки педагогических кадров на базе нашего колледжа были организованы курсы повышения квалификации по направлениям «Теория и методика инклюзивного образования», «Организация инклюзивного образования в ОО в условиях ФГОС», «Тьюторское сопровождение лиц с ОВЗ», «Арттерапия как метод психокоррекционной работы», «Профилактика девиантного поведения среди подростков». В 2018 году было обучено 30 человек, в 2019 году – 60, в 2020 – 40 человек. Таким образом, сегодня проблема педагогической подготовки кадров СПО решена полностью. Обучение по вопросам инклюзивного образования прошли учителя Прикубанского и Усть-Джегутинского районов. По плану работы на 2020-2021 год курсы повышения квалификации запланированы на ноябрь.

 – Мы слышали, что штат вашего колледжа укомплектован специалистами широкого профиля, такими как педагог-психолог, социальный педагог, медик, методист-координатор по инклюзивному образованию, дефектолог-олигофренопедагог. Достаточно ли этого для успешной организации инклюзивного профобразования?

– Нет, для более полного функционирования мы нуждаемся в специалистах узкого профиля: сурдопедагоге, тифлопедагоге, клиническом психологе, методисте по адаптированной физической культуре, педагоге дополнительного образования. Ведь ежегодно в профессиональном обучении нуждается порядка 70-80 инвалидов. Из них 56% – лица с соматическими заболеваниям; 5% – слабослышащие; 2% – глухие; 7% – с умственной отсталостью; 6% – с ментальными нарушениями; 1% – с РАС, 4% – с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 3% – с ДЦП; 4% – с расстройствами психоневрологического характера; 6% – с черепно-мозговой травмой; 6 % – с различными видами неврологий. Из них 67% – это дети-инвалиды и 23% – инвалиды с детства.

У нас накоплен опыт в обучении данной категории лиц. Также немало сделано по организации дистанционного обучения. Это адаптированные программы «Автомеханик», «Парикмахер», «Повар-кондитер» в нашем колледже и программа по специальности «Банковское дело» – в Колледже индустрии питания, туризма и сервиса в г. Черкесске. В то же время согласно Закону об образовании мы обязаны предоставить возможность обучения в регионе по всем специальностям. Так, например, по данным мониторинга, 19 выпускников школ 2021 г. Усть-Джегутинского района и 14 выпускников школ Зеленчукского района нуждаются в дистанционном обучении.

18 лиц с ОВЗ в Абазинском районе обучаются на дому, и когда они станут выпускниками, им также будет предложена возможность дистанционного обучения.

В целях развития этого направления на 2021 год нами запланированы закупка сервера, позволяющего дистанционно обучать до 150 человек одновременно, закупка программ, УМК, виртуальных тренажеров по специальностям: «Сварочное производство», «Модельер», «Электромонтаж», «Экскаваторщик».

Методическое сопровождение учебного процесса также обеспечивается специалистами базовых профессиональных образовательных организаций (БПОО). Разработан банк программ, включающий 5 адаптированных образовательных программ по профессиям: «Кухонный рабочий», «Швея», «Автослесарь», «Оператор ЭВМ» – и четыре программы дополнительного профессионального образования: «Делопроизводитель», «Повар», «Визажист», «Мастер маникюра».

Но вопрос реализации профессионального обучения для выпускников коррекционных школ 8 типа остается открытым. По факту профессиональное обучение инвалидов в Карачаево-Черкесии реализуется только в нашем колледже. В 2017 г. 10 человек получили профессию автослесаря; в 2018-2019 г. 13 человек приобрели профессию оператора ЭВМ и 4 человека получили профессию швеи, в 2020-2021 г. 20 человек осваивают профессию кухонного рабочего.

– Как мы понимаем, основной задачей профессионального обучения и образования лиц с инвалидностью и ОВЗ является их последующее трудоустройство…

– Конечно. Давайте посмотрим статистику.  В 2017 г. трудоустроено 30% инвалидов с соматическими заболеваниями, остальные 70% продолжали обучение (из них 26% по второй специальности и 74% – ВО). В 2018 г. трудоустроено 56% выпускников с соматическими заболеваниями, 42% продолжили обучение, 2% стали на учет в ЦЗН и были трудоустроены в течение полугода. В 2019 г. трудоустроено 76% выпускников, 7% – в отпуске по уходу за ребенком, 10% продолжили обучение, 17% находятся на лечении. В 2020 году трудоустроено 32% выпускников, остальные продолжают обучение или проходят курс реабилитации.

Сложнее стоит вопрос с трудоустройством умственно отсталых лиц, лиц с НОДА и ментальными нарушениями. В 2017 г. трудоустроено 90% выпускников с умственной отсталостью (профессия «Автослесарь»), 8% продолжили обучение по второй специальности; в 2018 г. выпуска не было; в 2020 году выпущено 17 человек (профессии «Оператор ЭВМ» и «Швея): около 70% получают вторую специальность, 10% трудоустроены, 20% на лечении, 0,1% в отпуске по уходу за ребенком.

Усложняет работу то, что нет конкретных запросов от работодателей о количестве специалистов, в которых они нуждаются, с указанием конкретных нозологий, с которыми они готовы принять на работу.

 – Видите ли вы пути решения этих проблем?

– На мой взгляд, необходима организация сетевого взаимодействия, включающего ОО и несколько предприятий, создание «социальных лифтов» по модели школа-СПО-предприятие. Также на базе каждой образовательной организации нужно создание банка запросов от работодателей, мониторинга востребованности профессий в регионе.

– С какой профессией инвалидам легче всего трудоустроиться в республике?

– Самыми востребованными являются специальности автомеханика и учителя начальных классов.

– Сопровождение инвалидов молодого возраста включает комплекс мер, направленных не только на социализацию и трудоустройство, но и поддержание жизнедеятельности и активности, развитие естественных способностей человека, предупреждение возникновения социальных проблем.

– Да, люди с ОВЗ и инвалидностью имеют свою специфику как в физическом, так в ментальном и социальном планах, а далеко не все предприятия КЧР обеспечены доступной средой, специальным и релаксационным оборудованием для сотрудников. Выпускники коррекционных школ республики социально замкнуты в рамках своей нозологии, и не все предприятия республики содержат в штате тьюторов и ассистентов. Но программа социального сопровождения, разработанная в нашем колледже на 2017-2022 г., позволяет решить ряд задач: медицинская выборка показывает, что количество обращений к врачам по заболеваниям с психосоматической этиологией сократилось на треть. Это обусловлено тем, что социальное сопровождение включает психологическое и медицинское наблюдение, позволяющее выявить заболевания на ранних стадиях или провести эффективную профилактику. Мониторинг трудовой деятельности инвалидов показывает, что численность увольнений по собственному желанию в первый год работы снизилась с 10% до 3%. Случаи обращения в правоохранительные органы, количество судебных дел и административных правонарушений среди лиц с инвалидностью за 2018 г. по КЧР снизились на 35%.

– Хотелось бы услышать конкретные имена тех ребят, которые смогли трудоустроиться, которым действительно помогло инклюзивное профобразование…

– Конечно. Студент 4 курса Иван Гончаров, его специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», участник национального чемпионата «Абилимпикс», по окончании колледжа с помощью профориентолога, юриста и психолога смог взять кредит и открыть свою СТО. Сейчас он эксперт «Абилимпикс» и будущий работодатель. Гончаров оказывает поддержку студентам-инвалидам, проводит встречи, консультирует и является вдохновляющим примером. Светлана Мазяркина, 3 курс, специальность «Поварское и кондитерское дело», участник регионального чемпионата «Абилимпикс». Вместе со своей семьей открыла небольшое кафе. Консультирует участников «Абилимпикс», помогает в профессиональном определении школьникам.

В каждом конкретном случае социальное сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидностью людей включает различные виды работ, направленных на решение тех или иных актуальных задач.

В штате БПОО работает профориентолог, обязанностью которого является выбор адекватного места работы для инвалида, подготовка его к трудовой деятельности. Каждые три месяца педагог-психолог проводит тест Люшера на выявление эмоционального состояния; тест профессиональной готовности Айспенберга, тест тревожности Спилберга. Результаты суммируются и по каждому инвалиду составляется профессиограмма, отражающая его психологическое состояние и профессиональные успехи. В штате БПОО также работает юрист, который в специально отведенные приемные дни оказывает консультации по возникающим вопросам. Количество обращений к специалистам-врачам, наркологам, психиатрам фиксируется в личной карточке инвалида, что позволяет проводить статистические исследования и делать выводы об адекватности применяемых методов.

На базе нашего колледжа открыт консультационный цент сопровождения инвалидов молодого возраста. В день мы обрабатываем по несколько обращений от инвалидов, имеющих проблемы с трудоустройством, адаптацией в рабочем коллективе, начислением выплат. Нами заключены договоры с адвокатскими конторами и частными медицинскими центрами. Как показывает опыт, такие меры оказываются нелишними. При переходе от учебной к трудовой деятельности происходят стрессовые изменения в состоянии здоровья человека. Поэтому организация своевременного медицинского обследования, пропедевтика и купирование заболеваний – это одно из главных направлений в сопровождении инвалидов молодого возраста. Также немаловажным направлением является помощь в открытии ИП, обеспечении кредитных и лизинговых займов, которые позволяют молодому инвалиду открыть частное предприятие и стать не только самозанятым гражданином, но и потенциальным работодателем. В течение года после окончания колледжа и трудоустройства мы проверяем состояние рабочего места инвалида, его психологическое состояние, оказываем юридическую поддержку.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
Ахмат Байрамуков дистанционный режим обучения инвалиды Индустриально-технологический колледж инклюзивное профессиональное образование интервью КЧР люди с ограниченными возможностями здоровья Минпросвещения России образование профориентационные мероприятия Черкесск