Мёдом лечится всё!
Пчеловодство в Карачаево-Черкесии – один из древнейших промыслов человека – со временем стало особой отраслью сельского хозяйства, которая базируется на вековом опыте каждого народа. Пройдя несколько этапов – от собирательства мёда в дуплах деревьев до умелого разведения пчелиных семей в разборных ульях – человек научился не только поставить к себе на службу маленьких трудяг, перерабатывающих цветочные соки в мёд, но и управлять сложной системой медосбора.
О пользе мёда для людей и многом другом мы говорили недавно с потомственным пчеловодом Рамазаном Хасановым. Он – коренной житель посёлка Красный Курган Малокарачаевского района.
– Я – из династии пчеловодов, можно сказать, – поведал Рамазан Хасанович. – Мои дедушка и бабушка всю жизнь занимались пчеловодством, потом отец с матерью, теперь я со своей семьёй, а также мой старший брат, и сестра с зятем – все мы давно и достаточно профессионально занимаемся этим делом…
В 30-х годах прошлого века выше и правее «Медовых водопадов» находилось отделение конзавода, которое называлось «конхутором». На этом отделении проживали его бабушка и дедушка – первый старший табунщик конного завода Ибрагим Хасанов. И вот пока дедушка занимался лошадьми, бабушка завела пчёл.
Потом была депортация, выживание в невыживаемых условиях – словом, в Азии было не до пчёл – ульи семья завела только когда вернулись в Красный Курган, и то не сразу.
По возвращении на родину пчелами занимался уже отец нашего героя, а сам он получил театральное образование и какое-то время работал в карачаевском театре, хотя было понятно, что рано или поздно он вернётся в семейное дело, тем более, что его старший брат Магомед и сестра Павлина уже занимались пчёлами…
– Мы вернулись с летних гастролей из Кабардино-Балкарии, и я сразу поехал домой, чтобы, как каждый сельский житель, косить сено. Дома отец, работая с пчелами, ненавязчиво, как это обычно делали наши старики, спросил, мол, ты уже и поучился, и поездил, и посмотрел, но не хочешь ли вернуться домой? Мол, я бы хотел встретить свою старость с тобой. Пропустить мимо ушей слова отца я не смог, – рассказывает Рамазан Хасанович. – Вопрос даже не стоял, хочу я или не хочу, это было уже наше фамильное дело, и то, что я займусь пчеловодством, было предопределено.
На тот момент в семье было уже поставленное пчелохозяйство – 100 пчелиных семей. Больше старались не содержать, потому что обслуживание пчёл на самом деле сложное.
Обслуживание – это не просто поставить ульи и ждать себе, когда маленькие трудяжки наполнят их ароматным мёдом. Нужно готовить весной пчёл к медосбору, смотреть, чтобы у них не было болезней, насколько здоровы матки. Кроме того учитывать в состоянии ли они развить пасеку так, чтобы пчелы смогли освоить медосбор, чтобы не перешли в роевое состояние. Своевременно откачивать мёд, перевозить ульи с одной культуры на другую своевременно. Ведь у Хасанова «кочевая» пасека.
Перевозя пчел от отцветающего медоноса к зацветающему, он тем самым помогает пчелам обеспечить постоянный медосбор.
Тут мы поговорили о том, как собирается мёд, какие сорта есть у Хасанова и какими полезными свойствами обладает тот или иной сорт.
– Стоять на месте и получить мёд очень нереально, – поделился Рамазан Хасанович. – Здесь, вокруг родного аула, можно получить только одну качку – горное разнотравье, да и то только в июле…
Поэтому в апреле, как только начинают цвести деревья, он выезжает в Нефтекумский район. Там рядом с аулом Махмуд Мектеб находится смешанный мектебский лес, где на больших площадях растёт акация. Это засухоустойчивое дерево, которое прекрасно прижилось на песках и не даёт им перемещаться, – отличный медонос.
Так что, если нет природных изменений и взяток хороший, в последних числах мая – первой декаде июня пчеловод получает светлый, прозрачный, весьма востребованный акациевый мёд. В нем минимальное содержание сахарозы и максимальное содержание фруктозы и глюкозы. Чем выше содержание фруктозы, тем медленней он кристаллизуется.
– Являясь сама по себе целебным растением, акация дает столь же исключительный мёд, который содержит полный набор витаминов, ударное количество каротина, насыщен богатейшим набором микроэлементов. Он полезен для детей, диабетиков, аллергиков, гипертоников, укрепляет иммунитет, улучшает состав крови, расширяет сосуды, поднимает кислород крови, помогает печени, почкам, мочевыделительной системе. Поэтому никогда не пренебрегайте этим мёдом, – советует Хасанов.
После акации они переезжают в Благодарненский, Зеленокумский или Буденновский район за кориандровым мёдом, который собирается в течение месяца.
– Этот мед имеет красивый цвет и специфический пряный аромат, который трудно с чем-то спутать. Он считается лучшим для сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, выводит вредный холестерин и улучшает зрение. В нем рекордное содержание меди, – объясняет Рамазан Хасанович. – К тому же кориандровый мёд положительно влияет на мужское здоровье, поэтому его еще называют «мужским» мёдом. При расшатанных нервишках этот мёд тоже хорошо помогает…
После сбора кориандрового меда в степных районах в первых числах июля, когда усиливается выделение нектара растениями, Хасанов возвращается обратно в КЧР.
Здесь уже собирается гречишный мед – прямо в Малокарачаевском районе на Бургустанских холмах, где растет абсолютно всё: картофель, зерновые, подсолнух, гречка. Гречишный мёд тёмный, несколько терпкий, считается одним из самых полезных благодаря высокому содержанию аминокислот и микроэлементов, которых в этом сорте почти в 2 раза больше, чем в остальных. Подходит для лечения простуды, заболеваний кожи, авитаминоза, анемии, гипертонии и нарушения белкового обмена.
Одновременно собирается и подсолнечный мед, который обладает приятным сладким вкусом с фруктовыми нотками и пикантной кислинкой. Цвет меда такой же яркий, как сам подсолнух – золотистый, ярко-желтый, как будто вобравший в себя летнее солнце. Этот мёд – рекордсмен по количеству глюкозы. Недостаток этого вещества в организме провоцирует развитие сердечных болезней. Употребление подсолнечного меда поможет улучшить работу сердца и нормализовать артериальное давление.
Самый поздний мёд – это горное разнотравье. Пчеловоды называют этот сбор главным взятком. Горное разнотравье – это один из ведущих мёдов во всех таблицах качества этого продукта. Собирают его на горных лугах в течение июля – половины августа в предальпийской и альпийской зонах.
– В альпийскую зону подниматься экономически невыгодно, – говорит Рамазан Хасанович. – Ведь мы возьмём альпийского меда в 4-5 раз меньше, чем в предальпийской зоне. Разницы большой не будет в наборе полезных свойств – будет разница в аромате и вкусе, и в этом высокогорному нет равных. Это отличное профилактическое и лекарственное средство от простуды, болеутоляющее средство при проблемах с суставами, для нормализации состава крови при анемии и укрепления иммунитета…
Как видите, нашему герою параллельно с пчеловодством пришлось изучать досконально не только разные сорта меда, но и биологический состав и медицинскую пользу каждого.
– Я обязан разбираться в полезных свойствах меда, назначении каждого сорта при той или иной болезни и даже знать точные дозировки при употреблении, то есть нормы приёма, а иначе мне, как пчеловоду, грош цена, – считает Хасанов. – Вы знаете, что любой сорт меда применяют натощак за час-полтора до еды или через 2 часа после. С едой принимать мёд – это не про лечение. Суточная норма для взрослого человека – 120 г в три разных приема. Это 3 столовые ложки, из них одна неполная. Для подростков – 3 десертные ложки, для детей младшего возраста – 3 чайные ложки в сутки. Мед в лечебных целях ни с чем холодным или горячим не принимается. Верхний предел меда 48-49 градусов, а чай, горячее молоко, кофе – это кипяток под 90 градусов. Поэтому чай с мёдом – больше для души, но не для лечения. В идеале мёд принимают с кипяченым тёплым молоком либо с любыми молочнокислыми продуктами комнатной температуры – айраном, кефиром, йогуртом…
Услышав про температуру, я интересуюсь, как зимуют пчелы Хасанова.
– Зимы у нас теплые, и если есть корм и пчелы здоровы, то зимой они не погибнут. Тем более что подкормку я не делаю. У нас пчелы на мёде зимуют. Отец всегда оставлял мёд пчёлам и нас этому научил.
Пользу мёда Хасанов испытал на себе, но никакой сорт не выделяет.
– Я ем любой мёд, – признается он.
Интересуюсь у Хасанова, как отличить настоящий мёд от подделки.
– Натуральный мед будет наматываться на ложку, слегка свисая и вытягиваясь. А если дать мёду просто стечь с ложки, тягучая струя образует башенку. Незрелый или разбавленный сахарным сиропом мед обильно стекает с ложки прерывистыми струйками или капает, – делится Рамазан Хасанов.
– Если бы вы воспели меду оду, то какими словами сделали это? – напоследок спрашиваю я.
Он ни секунды не задумывается:
– Мёдом лечится всё!
{{commentsCount}}
Комментариев нет