Экономика зависит от честности распределения ресурсов
В конце октября в Москве состоялась ХV Всероссийская практическая конференция «Государственные и муниципальные закупки – 2020». В ходе мероприятия речь шла об антимонопольных запретах в госзакупках, самодетерминации картелей и превентивном значении уголовной ответственности.
В России контроль сферы государственных закупок сегодня связан с применением федеральных законов – 223-ФЗ и 44-ФЗ. Об этом напомнил в своем выступлении начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев, назвав эти два процедурных закона «правилами, в соответствии с которыми ежегодно в России проходят закупочные процедуры на суммы до 30 трлн рублей, и 25-30% ВВП страны распределяется через систему госзакупок».
– В зависимости от того, как будет организован госзаказ, насколько честно и эффективно будут распределяться государственные ресурсы, будет зависеть состояние экономики в целом, – особо отметил представитель ФАС.
Также он добавил, что кроме правил проведения закупок, установленных 223-ФЗ и 44-ФЗ, есть антимонопольные требования к торгам в Законе о защите конкуренции и запреты на антиконкурентные соглашения, содержащиеся в статьях 11 и 17 этого закона.
Эти статьи запрещают компаниям-конкурентам договариваться между собой о поддержании цены, а также договариваться с заказчиком или организатором торгов с целью ограничения конкуренции или получения преимуществ на торгах. Причем переговоры между участниками и заказчиками запрещены не сами по себе, а только тогда, когда в результате достигнутых договоренностей наступают последствия, ограничивающие конкуренцию.
– Например, чья-то заявка неправомерно отклонена, или аукционная документация «заточена» под определенного победителя, или информация была предоставлена какой-то одной компании, что создало для нее преимущественное положение. И если сговор доказан, за него наступает ответственность. Для компаний – это штрафы до 50% от НМЦК, для должностных лиц – административный штраф либо уголовные наказания, – наглядно пояснил Андрей Тенишев.
Кроме этого, он рассказал, что электронные торги существенно затрудняют возможность сговоров, но, к сожалению, не исключают их:
– Они существенно облегчают нам контроль и сбор необходимых доказательств. Поэтому мы неоднократно повторяем, что сговариваться на электронных торговых площадках – крайне рискованная история.
Приводя статистику возбужденных антимонопольных дел, начальник Управления по борьбе с картелями сообщил, что ФАС фиксирует снижение «картельной» активности в 2020 году по сравнению с 2019 годом. Так, в первом полугодии 2020 года существенно уменьшилось количество дел об антиконкурентных соглашениях по сравнению с первым полугодием предыдущего года (на 43%) и количество дел о картелях (на 35%). Спикер объяснил это более ответственным поведением добросовестного бизнеса и снижением активности картелей на госзакупках и переориентацией их на товарные рынки, добавив, что налагаемые ФАС России административные штрафы не всегда являются для компаний сдерживающим от заключения сговора фактором.
– Бывает, мы ловим одни и те же компании, которые, уже получив однажды штраф, снова идут на нарушение закона. «Потому что ваши штрафы нужно отрабатывать», – сказал мне участник одного из картелей. То есть особо циничные картельщики суммы уплаченных штрафов закладывают в стоимость новых госконтрактов или цены товаров. Мы называем это явление «самодетерминация картелей». И потом либо государство при проведении закупок, либо все мы с вами – потребители – будем из своего кармана оплачивать их штрафы, потому что они зайдут в цену госконтрактов, хлеба в магазинах, бензина на заправках и всего остального, – предупредил Тенишев, заключив, что, по его мнению, только угроза наступления уголовной ответственности может остановить недобросовестного бизнесмена от совершения таких преступлений.
______________________________________________________________________________
По информации ФАС России и УФАС по КЧР.
{{commentsCount}}
Комментариев нет