К вам нагрянул капремонт…
В Региональный центр «ЖКХ Контроль» Карачаево-Черкесии иногда поступают неожиданные, казалось бы, жалобы – во время капремонта дому наносится ущерб, то есть стало хуже, чем было. Часто люди недовольны и качеством самой работы. Руководитель центра Анатолий БАРКОВ рассказал о причинах и следствиях такой ситуации.
– Региональная программа капитального ремонта МКД реализуется в КЧР с 2016 года. При этом есть два способа накопления средств на капитальный ремонт: на специальном счете или «в общем котле» – на фонде регионального оператора капитального ремонта. Какой способ наиболее популярен в нашем регионе?
– У нас в республике более 78% собственников выбрали способом накопления именно «общий котел». А вот собственники спецсчетов самостоятельно выбирают подрядчиков и сами оценивают качество их работы. Зачастую именно низкая квалификация исполнителей становится причиной некачественных капитальных ремонтов. Случается, вместо капитального ремонта из средств фонда финансируются работы по благоустройству территории или текущему ремонту. В этом случае за ошибки председателя ТСЖ или Управляющей компании расплачивается весь дом. Предусмотренные региональной программой работы считаются невыполненными, и на них приходится собирать деньги заново. Или же дом передается в «общий котел», что увеличивает расходы регионального оператора капитального ремонта.
– А как проводит работу региональный оператор?
– Проведение работ в этом случае жестко регламентировано законом. При заказе работ по капитальному ремонту используется уникальная двухэтапная система закупок. На первом шаге отбираются квалифицированные поставщики услуг, соответствующие определенным критериям. На втором среди этих отобранных подрядчиков проводятся торги. В соответствии с законом приемка проведенных работ осуществляется комиссионно. В составе комиссии представители заказчика – фонда капитального ремонта, органов местного самоуправления, управляющей организации и представитель собственников, выбранный на общем собрании. Но и к таким работам, заказанным и принятым региональными фондами капитального ремонта, возникает огромное количество претензий.
– Почему не срабатывает столь сложная и многоступенчатая система контроля?
– Здесь несколько причин. Одна из них – в нехватке средств на счетах региональных операторов. По оценке экспертов, в большинстве регионов страны существующие размеры взносов не позволяют собрать достаточно денег на реализацию запланированных программ. Действующее законодательство говорит о том, что субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональных программ капитального ремонта и, в случае недостатка средств, может осуществлять софинансирование региональных программ капитального ремонта. Но таким правом в 2019 году воспользовались всего 35 субъектов РФ.
– Как все-таки решается эта проблема?
– Нехватку денежных средств каждый регион пытается решить по-своему. Кто-то сдвигает большую часть работ на более поздние сроки, надеясь, что к тому времени либо деньги найдутся, либо авторы программ уже не будут заниматься капремонтом. Кто-то не выполняет свои же планы, перенося запланированные работы на следующий год (что вообще-то запрещено законом без соответствующего решения собственников). Кто-то занижает расценки на проведение работ, что приводит к дефициту подрядчиков и низкому качеству проведения работ.
– Что в данном случае можно сказать о Карачаево-Черкесии?
– В нашей республике все запланированные работы выполняются. Единственно, не всегда в срок. И с чем это связано, сказать трудно. То ли из-за позднего проведения аукционов или задержки отбора подрядных организаций, но сроки сдвигаются, работы начинаются поздно, бывает, что «хвост» тянется до начала следующего года, но расхождение во времени с планом все же небольшое, и весь необходимый объем работ в итоге все же делается.
– Кроме недостатка денег какие еще причины низкого качества работ?
– Не работает заградительный барьер в виде отбора квалифицированных подрядчиков, потому что победители, прошедшие отбор, нередко нанимают на субподряд неквалифицированных исполнителей. И способов борьбы с этим злом пока не придумано. Также определенный вклад в проведение некачественных ремонтов вносят и сами жители. Сплошь и рядом подрядчики не могут получить разрешение собственников на ремонт коммуникаций, проходящих вблизи их квартир. Допусков приходится добиваться годами. Естественно, во время ожидания ремонтные бригады терпят убытки. В этих условиях они нередко ремонтируют коммуникации частями, заменяя, например, часть стояка на одном этаже и сохраняя старый на другом.
– Что же нужно для повышения качества проводимых ремонтов?
– Необходимы, в первую очередь, серьезные изменения в законодательстве и дальнейшая настройка правоприменительной практики. Удастся ли это сделать – посмотрим. Главное, помните, что заказчик работ – региональный Фонд капитального ремонта – предоставляет пятилетнюю гарантию на сделанные работы. Так что, если недоделки обнаружились сразу после ремонта или через некоторое время, обращайтесь в фонд. Если же дом копит средства на специальном счете, то собственники должны уделить самое пристальное внимание проводимому ремонту на всех этапах. Проверить качество проектно-сметной документации, оценить выбранного подрядчика, проследить, чтобы в договор подряда были включены гарантийные обязательства, и очень внимательно отнестись к процедуре приемки работ. Ведь если работы будут приняты с недостатками – винить придется только самих себя.
{{commentsCount}}
Комментариев нет