День республики № 184 от 08.12.2020

«Да здравствует республика!»

10 декабря в 11:24
16 просмотров

Сначала разгорелся пожар казачьего восстания под руководством генерал-майора М. Фостикова. Все лето продолжались кровопролитные бои на территории Баталпашинского отдела и соседних регионов. Новая власть с большим трудом справлялась с повстанческими отрядами, привлекая дополнительные армейские силы.

Горцы, помогая казакам во всем, все же воздерживались от прямого участия в восстании, надеясь на то, что Советская власть поможет в разрешении их многочисленных проблем. Но этого так и не произошло за пятимесячный срок существования Советской власти (с апреля по сентябрь 1920 г.). Более того, многочисленные реквизиции и поборы, отношение красноармейцев, абсолютно не считавшихся с менталитетом и традициями горцев, произвол силовых органов вызвали взрыв возмущения среди населения Верхней Кубани. Его проявлением стало крупное восстание, охватившее в конце августа Карачай, к которому присоединились другие народы.

Одной из причин восстания 1920 г. было отсутствие собственной государственности у горских народов Кубани. Уроженец Карачая Умар Алиев, занимавший в то время должность уполномоченного Народного комиссариата по делам национальностей на Северном Кавказе, по поручению В. Ленина 18 октября 1920 г. подготовил докладную записку «об экономическом и политическом положении в Карачае». В ней в числе «неправильных действий властей и отдельных руководителей по отношению к населению» Карачая он указывал на то, что: «не было организовано общего карачаевского органа власти, привлекая сюда ответственных популярных работников из среды Карачая, с начала организации Советской власти на Северном Кавказе, как это было сделано по отношению других горских народностей Кавказа, и не было представлено тех прав местного национального самоопределения, которые практиковались по отношению к другим горским народностям Кавказа – Кабарда, ингуши, осетины, чеченцы, балкарцы и пр.».

В своей записке У. Алиев предлагал и конкретные мероприятия по обустройству его родного края. Они заключались в следующем:

«1. Образовать общекарачаевский орган власти, объединяющий всех карачаевцев в Терской и Кубанской областях с присоединением к ним (по желанию) соседних аулов черкесов и прочих, поставив во главе этого органа работников, ответственных и популярных среди карачаевского населения (интеллигентные работники Карачая под руководством ответственных товарищей вполне могут справиться с управлением в Карачае). Карачай должен представлять собой нечто вроде местных самоопределенных единиц (кантон), как это практикуется по отношению к некоторым горским народностям».

При этом, как особо отмечал Алиев, необходимо было «…карачаевские районные органы власти (местные, самоопределившиеся) освобождать от старого административного подчинения казачьему отделу в Баталпашинске, иметь связь и подчиняться центру через горскую областную автономную (терско-дагестанскую)».

Надо сказать, что еще до этого В. Лениным был выработан проект постановления Политбюро ЦК РКП(б) по вопросу «О задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами». В нем отмечалось: «Признать необходимым проведение в жизнь автономии, в соответствующих конкретным условиям формах, для тех восточных национальностей, которые не имеют еще автономных учреждений».

К моменту подготовки записки в ЦК уже было принято решение об образовании Горской Автономной Советской Социалистической Республики (ГАССР), «Второй Горской республики». Тем самым руководство страны вернулось к идее Горской республики, которая объединила народы Северного Кавказа в 1917 г. Реализация этого решения была возложена на Наркомат по делам национальностей во главе с И. Сталиным.

Вскоре после урегулирования восстания в верховьях Кубани (оно закончилось мирными переговорами), в ноябре 1920 г., состоялась встреча И. Сталина с У. Алиевым, которому было поручено проведение не только «разъяснительных», но и организационных мероприятий, конкретно – созвать съезд карачаевцев и избрать делегатов на 1-й съезд народов Терека для учреждения Горской АССР.

11 ноября в Учкулане собрался «чрезвычайный съезд» карачаевского народа. Форум, приветствовав «героическую Красную Армию» и клянясь «всеми силами поддерживать Советскую власть», избрал требуемую делегацию на съезд во Владикавказе. В ее составе было 11 человек во главе с У. Алиевым: Иммолат, Ислам и Хасанбий Хубиевы, Мудалиф Урусов, Рамазан Куатов, Курман-Али Курджиев, Мухаммад Батчаев, Али Хасанов и другие.

Съезд народов Терской области открылся в торжественной обстановке в помещении Владикавказского театра 17 ноября 1920 г. На съезде присутствовало более 500 делегатов от всех горских и других народов области. В президиуме были представители центра и региональных органов власти – И. Сталин, С. Орджоникидзе, С. Киров и другие.

Все выступления переводились на ингушский, чеченский, карачаево-балкарский и кабардинский языки. С приветствием к съезду и с вступительным словом выступил председатель Терского областного ревкома В. Квиркелия. Он отметил, что съезд созван с целью «выяснить, в какие формы следует вылить взаимоотношения разноплеменных народностей Терека и те условия, при которых каждый народ смог бы развить свою культуру, самодеятельность и экономику».

С докладом о советской автономии горских народов выступил И. Сталин. Он отметил, что «старый период в истории России, когда цари и царские генералы попирали ваши права, уничтожали ваши вольности, – этот период угнетения и рабства канул в вечность». В докладе наркомнаца определялась структура организации Горской автономии. В рамках единой автономии предлагалось составляющим ее народам иметь свои национальные Советы и их исполкомы, управляющие делами соответствующих народов применительно к быту и особенностям последних. Во главе национальных Советов должны быть ЦИК и СНК Горской Советской Республики, избираемые съездом Советов и непосредственно связанные с ВЦИК и СНК РСФСР.

«Давая вам автономию, – говорил И. Сталин, – Россия тем самым возвращает вам те вольности, которые украли у вас кровопийцы цари и угнетали царские генералы. Это значит, что ваша внутренняя жизнь должна быть построена на основе вашего быта, нравов и обычаев, конечно, в рамках общей Конституции России». Поясняя цель и задачи автономии, И. Сталин подчеркнул, что «она понимается так, чтобы во всех органах управления стояли люди, знающие ваш язык, ваш быт. В этом смысл автономии. Автономия должна вас научить ходить на своих собственных ногах – в этом цель автономии». Нет нужды говорить о том, с каким воодушевлением встретили это известие делегаты горцев, которые многие десятилетия находились под неусыпным контролем имперской администрации.

Съезд народов Терской области одобрил провозглашение республики, подчеркнув, что «эта автономия еще более скрепит узы братства, связывающие трудовые массы Терской области и Советской России».

19 ноября 1920 г. было объявлено о создании Горской республики, положившей начало советской государственности народов Центрального Кавказа. В числе ее шести округов был и Карачаевский округ, объединивший в своих границах территорию проживания карачаевцев – западную часть бывшего Нальчикского округа, часть Пятигорского отдела и южную часть Баталпашинского отдела Кубанской области.

В тот же день У. Алиеву была поручена организация власти в Карачаевском округе. А уже 22 ноября 1920 г. жители Карачая узнали о создании Революционного комитета Карачаевского округа с местом пребывания в Кисловодске. В приказе за подписью председателя ревкома У. Алиева и секретаря Ислама Хубиева сообщалось, что новый орган власти организуется «для планомерного удовлетворения нужд трудящегося населения Большого и Малого Карачая и прилегающих к ним горских аулов, для сплочения и объединения их вокруг Советской власти…».

20 января 1921 г. Всероссийский Центральный Исполнительный комитет издал постановление об учреждении Горской АССР. Первым пунктом этого судьбоносного для горцев документа значилось: «Образовать автономную Горскую Социалистическую Советскую Республику как часть РСФСР, в состав коей включить территорию, занимаемую ныне чеченцами, осетинами, ингушами, кабардинцами, балкарцами и карачаевцами и живущими между ними казаками и иногородними…»

Известие об образовании Горской республики и выделении Карачая в самостоятельный автономный округ вызвало подлинное воодушевление в народе. Несмотря на все трудности, послевоенную разруху, голод и холод, горцы с энтузиазмом включились в построение нового и, как они надеялись, счастливого будущего…

И успехи не заставили себя ждать. Понемногу стабилизировалась политическая ситуация в округе, развивалась экономика, открывались новые школы и учреждения культуры.

Успешно развивалась и вся Горская республика, и неслучайно вскоре в состав Горской АССР вошли Дигория и казаки Сунженского отдела, был поставлен вопрос о вхождении Черкесии…

К сожалению, экономические и политические противоречия, неравномерное отношение центральных органов к различным регионам привели к росту центробежных тенденций, которые руководству республики так и не удалось преодолеть. Уже через год три округа (Кабарда, Балкария и Карачай) вышли из ее состава. Но значение той первой советской автономии горцев трудно переоценить… Ведь именно с нее начался новый этап в истории наших народов, этап, который длился более семи десятилетий…

Шамиль БАТЧАЕВ
кандидат исторических наук, начальник отдела Госархива КЧР.
Поделиться
в соцсетях
100-летие образования КЧР Госархив КЧР история КЧР Листая страницы истории