День республики № 184 от 08.12.2020

Работать не покладая рук

10 декабря в 14:18
18 просмотров
Источник — Фото автора

Закономерно, что дети продолжают дело родителей, даже если это дело трудное и отнимающее много сил. Так случилось и в семье педагогов Мачраиля и Раисы Хапсироковых из аула Жако Хабезского района. Мачраиль Умарович преподавал географию и был завучем школы, а Раиса Шугаюбовна, отличник народного просвещения, работала учителем начальных классов. По стопам этих достойных людей пошли их дети: Иналь Хапсироков так же, как и отец, преподаёт географию в СОШ а. Жако, а Зухра Тлимахова, почетный работник образования РФ, работает, как и её мама, учителем начальных классов. И о ней – наш сегодняшний рассказ.

Выросшая в семье педагогов и видевшая их несомненный авторитет в школе и ауле, юная Зухра не могла и думать о другой профессии. Поэтому после школы она поступила в педучилище в Черкесске, а через несколько лет заочно окончила пединститут в Карачаевске. Замуж она вышла тоже за учителя. Ее муж Умар Тлимахов преподавал математику и одновременно работал военруком в Али-Бердуковской средней школе. Сейчас он на заслуженном отдыхе.

С Али-Бердуковской школы в 1973 году начался трудовой путь педагога Зухры Мачраиловны длиною почти в полвека.

– Пришла я в эту школу учителем начальных классов и с тех пор никуда не уходила, – рассказывает моя героиня. – Детей я люблю. Когда принимаю их, бывает, сомневаюсь: вдруг не найду с ними общий язык. А потом так прикиплю к ним сердцем, что даже жалко их отпускать в старшие классы. Радует то, что мои дети продолжают со мной общаться по сей день, а многие из моих выпускников стали учителями, а кое-кто – и коллегами, – нотки радости и гордости звучат в её голосе. – Например, моя ученица Фатима Бемурзова работает учителем химии в нашей школе. Другая ученица, Оксана Шорова, – географ в школе аула Жако…

К слову, из шести собственных детей Зухры и Умара Тлимаховых педагогическую стезю выбрала только одна дочь – Лариса Кидакоева, которая сейчас работает завучем и преподает родной язык в школе аула Псаучье-Дахе.

Ну, раз мы заговорили о детях моей героини, надо назвать и остальных.

Старшая дочь, Лилия Урумова, работает в ауле Хабез, в управлении казначейства, где является замначальника. Другая дочь, Людмила Ахметова, живёт в Майкопе. Она – главный неонатолог Республики Адыгея. Третья дочь, Лиана Сидакова, – врач-терапевт в Хабезской ЦРБ. Сейчас это госпиталь, и Лиана считается здесь одним из ведущих специалистов. Ещё одна дочь, Жанна Канаматова, – воспитатель в республиканском социально-реабилитационном центре «Надежда» в городе Черкесске. А единственный сын, Мурат Тлимахов, работает в ревизионном отделе в мэрии Черкесска. Все шестеро детей подарили Зухре Мачраиловне и её супругу 15 внуков.

Но вернёмся к трудовым будням нашей героини.

– Это теперь жизнь лёгкая стала, – улыбается она. – Дом у нас сейчас большой, со всеми удобствами. А раньше – шестеро детей своих, которых надо поднимать, плюс огород, корова, дом с печным отоплением. Плюс работа в школе, которая отнимала почти всё время – до 37 учеников бывало у меня в классе. К тому же я сама вела уроки музыки, играла на мандолине. Вела и родной язык, и русский. Методички тогда были неплохие, но вот с наглядностью дела обстояли сложнее. Выручало то, что нас очень хорошо готовили в педучилище. Благодаря этой подготовке у выпускников училища имелись своя готовая наглядность, счётный материал, сюжетные картинки и так далее. Всё это, когда я пришла в школу, мне очень помогало на уроках труда, рисования, математики. Даже моя мама применяла мою наглядность на своих уроках…

И всё-таки много наглядности, сюжетные и предметные картинки надо было делать заново, и вечерами она вырезала из цветной бумаги цветочки, мячики, зайчиков. Бывало, что и с детьми на уроках труда делали звёздочки или фонарики. Кое-что заказывала из Москвы или даже Украины на свои деньги… Сейчас, в эпоху компьютеров, проблемы с наглядностью нет. Но появилась другая проблема.

Сейчас дети приходят с хорошей дошкольной подготовкой. К слову, много лет работавшая с детьми, которые приходили в школу в семь лет, Зухра Мачраиловна легко нашла общий язык и с шестилетками.

– Я бы не сказала, что для меня это было очень трудно. Да, шестилетки больше хотят играть, для них надо больше игровых моментов придумывать, нужно больше наглядности, чтобы завладеть их вниманием, требуется больше работать с моторикой пальцев, – рассказывает она. – Повторяю, для меня проблема даже не в том, что у шестилетнего ребёнка меньше усидчивости и внимательности. Этому потихоньку можно научить: школьной дисциплине, умению слушать учителя. Проблема для меня кроется в другом. Раньше я сталкивалась с тем, что они плохо знали русский язык, а сейчас получилось наоборот. Они на русском говорят лучше, чем на своём родном – и это в ауле! Раньше я им показывала на картинке солнце или дерево, дети говорили их названия на черкесском, а я – на русском. А сейчас они называют их по-русски. Дети смотрят мультики, телевизор, им трудней даётся свой родной язык. И объяснять на уроках родного языка становится труднее, хотя учеников с каждым годом всё меньше, сейчас у меня только 16 детей. А если ребёнок не знает свой язык, ему нелегко объяснить, что для того, чтобы написать один звук, надо использовать несколько букв из 59 букв черкесского алфавита…

В её голосе много материнской заботы и искренности и полное отсутствие железных нот педагога с указкой и указующим перстом. У Зухры Мачраиловны за 47 лет работы накопился такой богатый опыт, что она сама может писать методички. Много лет она работает руководителем школьного методобъединения, передавала свой опыт другим учителям, а несколько лет назад даже работала в отделе образования Хабезского района. Также она выступила рецензентом учебников по родному языку и родной литературе для 2 класса начальной школы.

Она участвует в ежегодных научно-практических конференциях по обобщению педагогического опыта всех районов республики, которые проходят в КЧГУ. По итогам конференций её выступления и статьи не раз печатались в итоговых сборниках конференций, например, её доклад «Формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10». Довести до автоматизма умение проводить математические операции у шестилеток – это на самом деле не так легко.

Чтобы расширить словарный запас детей, она вместе с ними составляла небольшой словарь «Синонимы, омонимы, антонимы» на русском языке.

– Мы с детьми работали с учебниками, искали нужные слова в детской художественной литературе, и каждый делал себе словарь, – продолжает Зухра Мачраиловна. – Кстати, этот словарь можно использовать и в помощь учителю.

Немудрено, что сегодня ее ученики участвуют в различных олимпиадах, получают на них призовые места, например, в конце прошлого года получили много дипломов на онлайн-платформе Учи.ру.

Труд Зухры Мачраиловны был не раз отмечен грамотами и благодарностями школы, районного отдела образования, администрации Хабезского района, руководством проектов videouroki и международного дистанционного блиц-турнира «Новый урок» за хорошую подготовку детей к этим конкурсам, и многими другими грамотами.

– Зухра Мачраиловна – очень опытный и ответственный учитель, – говорит директор Али-Бердуковской школы Марина Джамбекова. – Молодое поколение педагогов должно учиться у таких, как Зухра Мачраиловна, и не только потому, что их опыт бесценен. Это и огромная ответственность, трудолюбие, любовь к работе. Зухра Мачраиловна прекрасно организовывает и учебный процесс, и воспитательную работу с детьми. К слову, организовать уроки в настоящее время несколько проблематично. Дело в том, что после обучения на «удаленке» дети с большим трудом включаются в учебный процесс в обычном режиме….

– Обучение на «удаленке» – это не учёба, особенно в начальных классах. Я обычно по глазам ученика вижу, понял он или нет. А что я увижу в дистанционном формате, тем более, что не у всех дома есть компьютеры или смартфоны с ватсапом. Приходилось объяснять задание по телефону. Спросишь: «Понял?» «Ага, – отвечает, – понял». А пришёл в класс – всё забыл, – огорчается Зухра Мачраиловна. – Или на «дистанционке» я проверяю их работы – вроде всё прекрасно. А вот сейчас вижу, как много надо навёрстывать. То ли дети выполняли задания с подсказок родителей, то ли родители сами за детей выполняли задачи и упражнения, ничего им не объясняя. В результате – у ребёнка есть готовая работа, а знаний нет. Вызываю их к доске – а они не могут решить то, что отлично демонстрировали на «удаленке». Например, они забыли единицы длины, массы, то, что нужно знать назубок. Но мой 4 класс в целом неплохой, сильный, просто нам надо много работать и хорошенько подтянуться, – тотчас же начинает она защищать свой класс.

Сейчас Зухра Мачраиловна вместе с детьми готовится к ВПР – Всероссийской проверочной работе, новому виду проверки знаний.

– Чтобы наверстать упущенное, чтобы мои ученики не просто получили хорошие оценки на ВПР, а имели крепкие знания, я должна с детьми работать не покладая рук, – уверена Зухра Мачраиловна.

Собственно, вот она – формула профессионального педагогического мастерства. Ведь Зухра Тлимахова – из династии педагогов.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
аул Али-Бердуковский воспоминания Зухра Тлимахова люди педагоги судьба человека учителя человек и его дело