День республики № 184 от 08.12.2020

Реконструкция прошлого от Милады Боюнсузовой

10 декабря в 11:45
3 просмотра
Милада БОЮНСУЗОВА
Милада БОЮНСУЗОВА

…Когда-то, прочитав философскую сказку-притчу «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, она хорошо запомнила слова Лиса, обращенные к герою: «Зорко лишь сердце, самого главного глазами не увидишь». Со временем они стали для нее своего рода жизненным девизом. И сегодня, в свои 23 года, Милада Боюнсузова, выпускница отделения журналистики Института филологии, магистрант КЧГУ, – признанный фотохудожник, в основном работающая в этническом стиле.

Она – номинант Всероссийского фотоконкурса «Победители. От Москвы до самых до окраин», посвященного 75-летию Великой Победы. Ее фотография с изображением участников войны из г. Карачаевска во время фестиваля ретроавтомобилей вошла в коллективную экспозицию «Победим вместе», выставленную в Государственном Эрмитаже. А совсем недавно одна из ее работ – «Сенокос в горах» – стала победителем российского фотоконкурса в номинации «Село». Лучшие фотографии, отмеченные жюри этого конкурса, увидят, как уже писала наша газета, жители Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону…

Вглядываясь в фотоработы Милады, реально осознаешь, что это не просто снимки, запечатлевшие красоту горных ущелий и перевалов, водопадов и альпийских лугов, повседневность аулов и городских улиц, – будучи студенткой, она со своей фотокамерой побывала практически во всех уголках республики. А скорее, это попытка остановить мгновение через призму своего настроения, эмоций, мыслей, попытка передать то, что чувствуешь сердцем…

Художественная фотография – это искусство увидеть то, чего не замечают другие. Ее искусство рождено любовью к Кавказу, где горы – храмы стоят плечом к плечу, обнявшись и тысячелетиями красуясь под солнцем. И каким же чудесным должен быть человек в этом краю!

Фоторабота Милады БОЮНСУЗОВОЙ
Фоторабота Милады БОЮНСУЗОВОЙ

– Для чего работает фотохудожник? Для узкого круга специалистов или для последующих поколений, которые по его фотографиям будут воспринимать и судить прошлое? – рассуждает Милада. – В моих фотоснимках я хотела бы поведать миру об уникальных традициях, культуре, историческом прошлом горского народа. В чем национальная самобытность любого этноса? Кто-то скажет – в языке, другой добавит – в песнях и танцах, третий – в национальной одежде и обычаях. Люди хотят знать о своих корнях, о том, что объединяет их с соседними народами. О том, что едва удерживается в памяти о почти забытой Родине, когда живешь от нее вдали. Я хочу подарить это ощущение другим. И я благодарна всем, кто поддерживает мою идею реконструкции «старины глубокой» во время фотосъемок и участвует в них.

…Хурзук. Неоценимый заповедник деревянного зодчества на Кавказе. Здесь по сей день сохранены древние срубы с дерновой крышей – родовые гнезда поколений, чей суровый быт был обусловлен, прежде всего, привязанностью к земле отцов и оседлостью. Здесь не искали легких путей, не рвались в города, и каждая пядь земли была полита потом трудолюбивых горцев. Этим строениям несколько столетий. Именно здесь, у древних срубов, Миладой Боюнсузовой вместе с группой сподвижников в этнических костюмах удалось воссоздать картинки жизни далеких предков. Фотоснимки завораживают незримой связью поколений, а окружающий антураж выступает не как декорация, а как реальность, перенесенная в прошлое. И кажется, что юная красавица, несущая из горной реки воду домой, сейчас непременно встретит джигита на горячем скакуне… А почтенный аксакал в папахе поведает маленькому внуку сказ о родоначальнике карачаевцев Карче, в то время как на другом конце аула горцы дружно перекрывают кровлю односельчанину, соблюдая маммат – общий безвозмездный труд как вспомоществование.

И сегодня уже не счесть фотосессий подобного рода с участием представителей творческой интеллигенции, волонтеров, сельских жителей, которые поддерживают начинания молодой фотохудожницы М. Боюнсузовой, выступая в роли моделей, – это и косари, запечатленные на перевале Гум-Баши, и всадники в национальной одежде по дороге в Гоначхирское ущелье, и колоритный старый мастер по дереву из аула Каменномост, и популярный исполнитель народных песен, устроившийся у копны сена…

Фоторабота Милады БОЮНСУЗОВОЙ
Фоторабота Милады БОЮНСУЗОВОЙ

Многое Милада постигает на ходу. К примеру, когда режиссеры документального фильма о депортации карачаевского народа «Приговоренные к забвению» пригласили ее поучаствовать в съемках в качестве одного из операторов, она обрадовалась этой удаче:

– Воссозданная реконструкция событий тех суровых 40-х годов меня многому научила. В такой работе не может быть мелочей, иначе теряется достоверность. И когда, к примеру, даже в большой массовке, одетой по лекалам ушедшей эпохи, кто-то промелькнет, к примеру, на экране в джинсах, выглядывающих из-под старомодного пальто, – это уже нонсенс. Поэтому операторы придирчиво осматривали даже ногти девушек из массовки, изображавших спецпереселенок в товарных вагонах, которых увозили в ссылку, – чтобы никакого маникюра. Тем более во время киносъемок камера крупным планом останавливалась на руках – горестно ли воздетых к небу или несущих наспех собранный узелок. Вообще, и для оператора, и для фотографа «выражение» рук – это та находка, которая оживляет картинку. Ведь языком жестов можно показать восторг и отчаяние, печаль и прощание, согласие и приветствие. Я считаю, что, когда берешься за реконструкцию определенного отрезка времени, ни в коем случае не должно быть поверхностного знакомства с информацией. А ведь это мелькает и в некоторых фильмах известных кинорежиссеров…

Мне не раз приходилось работать с Миладой в одной связке во время освещения мероприятий КЧГУ – она трудится фотографом в пресс-службе университета. И фотоснимки, которыми она щедро делилась со мной, всегда были кстати и отражали именно тот ключевой момент, который совпадал с моим материалом для газеты. И я уверена: у нее получится все задуманное, и камера не подведет, потому что и техника чувствует, когда к делу относишься с душой.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
Культура КЧГУ люди Милада Боюнсузова Творческие люди традиции фотограф фотографии фотохудожник