«Проискам экстремистов противостоит мудрость народа»
2020 год прошел под знаком глобальной пандемии коронавируса, отодвинув все остальные темы на задворки информационных порталов. Меньше мы стали говорить и об экстремизме, а между тем террористические группировки по всему миру используют пандемию коронавируса, чтобы расширить свое влияние. Члены экстремистских организаций рассматривают глобальную нестабильность как тактическое преимущество. Мы решили разобраться, правда ли пандемия пришлась на руку международным террористам и стоит ли ожидать усиления их активности?
Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась с заместителем начальника ЦПЭ МВД по КЧР Маратом АБАЗАЛИЕВЫМ и попросила ответить на ряд вопросов:
– Марат Мухтарович, пандемия породила социальные и экономические потрясения, которые могут привести к радикализации отчаявшихся людей, особенно молодежи, и подтолкнуть их к экстремизму и преступности. К тому же социальное дистанцирование вынудило людей больше времени проводить дома за компьютером, что также идет на пользу вербовщикам и пропагандистам радикальных идей…
– Вызванный пандемией экономический спад привел к серьезной политической напряженности в отдельных регионах мира. Не получившие помощи от властей люди становятся легкими мишенями для вербовки террористов. Во многих случаях преступные организации дают им то, что не смогло дать государство: еду, деньги, «понятную» картину мира. Пандемия обнажила и ускорила многие текущие и возникающие тенденции в меняющемся террористическом ландшафте. Боевики в Европе рассматривали коронавирус в качестве биологического оружия, отметив, что некоторые экстремистские группы открыто призывали использовать COVID-19 как средство для нападения, призывая заболевших единомышленников заражать как можно больше людей.
В то же время пандемия имеет и обратное влияние на активность радикальных элементов. В конце концов, они так же уязвимы перед вирусом, как и все остальные. По всему миру действует строгий пограничный контроль, многие государства до сих пор держат границы закрытыми. Это осложняет возможность для радикалов передвигаться по миру и заниматься контрабандой. Власти также уделяют повышенное внимание отслеживанию контактов больных через приложения, системы распознавания лиц и камеры видеонаблюдения. В таких условиях террористам тяжелее готовиться к акциям и оставаться незамеченными. Главная задача любых властей – не запускать вызванные пандемией проблемы, чтобы они не стали плодородной почвой для распространения новых ростков глобальной нестабильности.
– Ну а с какими вызовами довелось столкнуться ЦПЭ МВД по КЧР в текущем году?
– За 11 месяцев 2020 года было задержано 17 лиц, занимающихся распространением экстремистской идеологии на территории республики.
В частности, 26 июня сотрудниками ЦПЭ МВД по КЧР совместно с сотрудниками УФСБ России по КЧР пресечена деятельность ячейки международной радикальной экстремистской организации «Ат-Такфир Валь-Хиджра» (запрещена в РФ), действовавшей на территории Абазинского района. Было установлено, что с 2017 года по настоящее время уроженец а. Псыж, 1991 года рождения, организовал на территории Абазинского района деятельность ячейки «Ат-Такфир Валь-Хиджра», в состав которой также вошли уроженцы а. Псыж, 1976, 1981, 1986 и 1992 годов рождения. Возбуждено уголовное дело за организацию деятельности экстремистской организации в отношении лидера ячейки и за участие в деятельности организации, в отношении которой судом вынесено решение о ликвидации или запрете, – в отношении остальных.
16 октября сотрудниками ЦПЭ МВД по КЧР совместно с сотрудниками Центра «Э» ГУ МВД России по СКФО и сотрудниками УФСБ РФ по КЧР пресечена деятельность ещё одной ячейки объединения «Ат-Такфир Валь-Хиджра», руководителем которой был уроженец с. Джага, 1968 года рождения, в настоящее время находящийся на территории Турецкой Республики, в которую входили и его подельники: двое 1980 года рождения, еще двое 1999 г. р., остальные – 1982 и 1988 годов рождения, уроженцы Ставрополья, с. Джага и с. Учкекен КЧР.
Они объединились на основе идеологии экстремистского объединения «Ат-Такфир Валь-Хиджра», будучи осведомлёнными о запрете деятельности на территории Российской Федерации.
Указанные лица с 2016 года по настоящее время занимались распространением экстремистской идеологии среди жителей нашей республики, проводили регулярные собрания в мечети с. Джага Малокарачаевского района, в ходе которых изучали религиозную литературу, внесённую в Федеральный список экстремистских материалов. В своем кругу практиковали вынесение «такфира» – «обвинения в неверии» представителям официального духовенства и органам государственной власти, отрицали светское общество и ратовали за построение во всем мире исламского общества, основанного на законах шариата. 20 октября в отношении них возбуждено уголовное дело.
Должен заметить, что происки экстремистов гасятся у нас не столько правоохранительными органами, сколько мудростью наших народов, не желающих, чтобы их втягивали в борьбу за абсолютно чуждые им интересы.
– Это так. Однако подрастает молодое поколение, которое всегда немного фрондирует по отношению к старшим, и необходимость всемерно разъяснять им опасность экстремистской идеологии остается всегда. Что делается вашим ведомством в этом направлении?
– Сотрудниками Центра по противодействию экстремизму МВД по КЧР осуществлялся ежедневный мониторинг информационно-телекоммуникационной сети Интернет по выявлению материалов экстремистского содержания. В настоящее время на контроль взято 153 интернет-ресурса, обнаружены 450 экстремистских материалов. Был собран необходимый пакет документов и направлен в Управление Роскомнадзора по КЧР для ограничения доступа к ним. Экстремистские материалы изъяты из общего доступа.
Сотрудниками центра непрерывно анализируется уровень социальной напряженности и определяется протестный потенциал населения, выявляются факты распространения в сетях призывов к незаконным массовым мероприятиям и заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений, способных создать угрозу общественной безопасности. В этом году установлены 7 пользователей сети, распространявших в социальной сети Instagram информацию о допустимости организации и участия в незаконных массовых мероприятиях протестного характера. С ними проведены индивидуальные профилактические беседы, каждому вынесены предупреждения о недопустимости противоправной деятельности. В прокуратуру КЧР направлено 57 ссылок на материалы, содержащие недостоверную информацию, для дальнейшего досудебного ограничения доступа к ним.
По факту распространения недостоверных сведений в публичном сообществе Политика09 СУ СК России по КЧР было возбуждено уголовное дело по ст. 207.1 УК РФ. В отношении уроженца с. Хурзук судом вынесено решение о наложении штрафа в размере 10000 рублей, а в отношении уроженки г. Черкесска – о наложении административного штрафа в размере 1000 рублей.
В ходе мониторинга были выявлены пользователи, которые систематически в социальной сети ВКонтакте размещали комментарии, способные спровоцировать межнациональный конфликт. Как было установлено, один из авторов является уроженцем КЧР. Данное лицо опрошено, ему вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, вынесено предупреждение.
Кроме того, мы провели 27 мероприятий общепрофилактического характера, разработали информационные брошюры антитеррористического и антиэкстремистского характера и напечатали их в количестве 4000 экземпляров. При содействии Минобрнауки КЧР, в целях формирования стойкого неприятия экстремистской идеологии в молодежной среде организован и проведен республиканский конкурс на лучший видеоконтент антиэкстремистской направленности. В акции приняли участие 80 учащихся различных образовательных заведений, ими созданы 40 видеоматериалов. Определены победители, вручены памятные призы и грамоты.
Для информирования населения о деятельности ОВД РФ создана официальная страница ЦПЭ МВД по КЧР в социальной сети Instagram. За 10 месяцев текущего года там размещено 130 публикаций.
Также функционирует проект «Защити Интернет», созданный в целях сотрудничества с гражданами в поиске в сети Интернет противоправного контента экстремистского характера, а также ресурсов, пропагандирующих суицидальное поведение. На официальной странице ЦПЭ МВД по КЧР в социальной сети Instagram запущена онлайн-акция, посвященная Дню солидарности в борьбе с терроризмом. В СМИ и в сети Интернет размещено 402 материала, освещающих профилактическую работу отделения, а также материалы антиэкстремистского характера.
– Каковы причины, заставляющие человека встать на путь экстремизма?
– Меркантильный мотив и бедность являются основными причинами вхождения людей в экстремистские организации, но отнюдь не единственными. Да, чаще всего в экстремистскую деятельность идут ради денег, но руководители и активисты радикальных организаций отнюдь не принадлежат к бедным и обездоленным. К агрессивному радикализму ведет как отсутствие полноценного знания о сущности религии, так и отрывочное «полузнание». Если полное отсутствие религиозного знания ведет к эгоизму и аморальности, то половинчатое, отрывочное понимание приводит к агрессивному радикализму. Когда человек поверхностно знает основы религии, он «зацикливается» на второстепенных вещах, вроде ношения бороды, не уделяя внимания общей сути религиозного учения. Такой человек принимает за религиозную истину мнение другого, более харизматичного человека, путает тексты Корана с метафорами и аллегориями, не может отделить твердые факты от простых предположений. Экстремизм подпитывается мифотворчеством, выглядит как яркая и необычная деятельность для части достаточно образованных молодых людей, не нашедших цель и смысл жизни. Молодежная романтика, желание придать своей жизни особую значимость зачастую сопровождаются уходом от действительности, они воображают себя бесстрашными героями, несущими людям счастье, устанавливающими справедливость силой и жертвами. Молодых людей занимает связанный с «борьбой с системой» риск. Также в рядах джихадистов много людей от смешанных браков, не сумевших определить свою этнокультурную идентичность.
– И последний вопрос. Возможно ли такое положение, при котором экстремизм исчезнет полностью?
– Как ни парадоксально, это возможно только в условиях тоталитарного режима. При нынешней демократии, открытых границах и общем информационном пространстве это практически невозможно. Экстремизм, в некотором роде, – это производная свободы.
Противостоять враждебной идеологии можно только с помощью альтернативной идеологии. Как ни печально, но постсоветское общество идеологически безоружно. А раз так, единственным орудием против идеологии насилия остается репрессивный аппарат. Но силовыми мерами можно лишь привлечь кого-то к ответственности, изъять опасную литературу, то есть бороться с экстремистскими действиями, но не с самой экстремистской идеологией. Важно, чтобы в обществе был выработан устойчивый иммунитет к вирусу экстремизма. Если пагубные идеи укоренятся в общественном сознании, останутся не обезвреженными, то они, подобно сорнякам, рано или поздно прорастут и дадут свои горькие плоды. Это подтверждает и теракт, совершенный 11 декабря в Учкекене.
{{commentsCount}}
Комментариев нет