День республики № 188 от 15.12.2020

Слово об учителе

16 декабря в 14:20
15 просмотров

Когда хороший человек уходит из жизни, светлая память о нем остается в сердцах близких и друзей, соратников и сослуживцев. Вот и об Умаре Муссаевиче Борлакове, который покинул нас ровно двадцать лет назад, 10 декабря 2000 года, многие в Карачаево-Черкесии вспоминают с большой теплотой. В их числе и я, поскольку Умар Муссаевич был моим наставником, коллегой, первым начальником Бюро судмедэкспертизы КЧР.

Родился Умар Муссаевич 1 января 1939 года. Его отец ушел на фронт в 1941 году, и о его судьбе семья так ничего и не узнала.

Будучи человеком дисциплинированным, аккуратным и от природы одаренным, Умар Борлаков в трудные 60-е годы поступил в Ставропольский государственный медицинский институт и, окончив учебу, выбрал профессию судебного медика. Отчасти мне несложно понять этот выбор молодого выпускника СГМИ Умара Борлакова в 1968 году (ровно через 10 лет, в 1978 году, я поступил точно так же): в выборе профессии роль учителя неоспорима, а нашим общим учителем был выдающийся ученый и практик, заведующий кафедрой судебной медицины, начальник Ставропольского краевого бюро судмедэкспертизы, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки РСФСР, почетный член обществ судебных медиков Германии, Франции, Австрии Александр Самойлович Литвак.

Мы познакомились с Умаром Муссаевичем в восьмидесятые, когда за моими плечами уже были три года работы в Брянском областном бюро судмедэкспертизы (1978-1981 г.г.). Умар Муссаевич отличался ответственным и добросовестным отношением к сложной работе судебного медика, порядочностью, гуманным отношением к окружающим людям, делился опытом и знаниями, не гнушался советоваться с коллегами в сложных случаях практической деятельности. Труд судебного эксперта в медицине отличается неимоверной сложностью, требующей определенных моральных и физических качеств, и поэтому пользовался особым уважением в обществе.

Особой отличительной чертой Умара Муссаевича была огромная любовь к матери, которую он навещал почти каждый день; он опекал младшего брата Шамиля, который работал в «Союзпечати»; он заботился о своей сестре, работавшей в госархиве. Умар Муссаевич был общительным, желанным гостем в любой компании, обладал хорошим чувством юмора, был прекрасным семьянином; имел достойных друзей; в спорах не скрывал своей точки зрения в случаях, требующих принципиальности. Со своей спутницей жизни – супругой Мариям Умаровной, врачом-терапевтом Черкесской горбольницы, с сыном Уланом и дочерью Медихой, они были хорошим примером для нескольких поколений знавших их людей. Мне кажется, что все члены этой семьи вокруг себя творили только добро. Дочь Умара Муссаевича и сегодня продолжает дело своих родителей в качестве врача.

В народе бытует мнение, что профессия накладывает свой отпечаток на характер человека, на его поведение и т. п. На мой взгляд, если в человеке генетически заложены самые положительные черты, гуманность и сострадание к окружающим, никакая профессия не способна исковеркать душу.

Восьмидесятые годы прошлого столетия странным образом начали отсвечивать отблесками назначений на вполне рядовые должности по национальному признаку. Не обошла такая судьба и моего наставника и коллегу Борлакова как представителя карачаевского народа, пережившего депортацию. Несмотря на то, что Умар Муссаевич являлся членом КПСС, партийные органы прошлись по его судьбе не самым гуманным образом. По совершенно необоснованным причинам по некоторым результатам экспертной деятельности обком КПСС не дал возможности ему возглавить вновь созданный Карачаево-Черкесский отдел судмедэкспертизы в составе Ставропольского краевого бюро СМЭ в 1987 году. Тем не менее благодаря усилиям облисполкома в 1990 году, еще до официального выхода КЧАО из состава Ставропольского края, в Карачаево-Черкесии было создано свое Бюро судмедэкспертизы, руководителем которого стал Борлаков. Немалую лепту в создание нашего экспертного учреждения внесли председатель облисполкома Владимир Исламович Хубиев, начальник управления здравоохранения Валентин Алексеевич Васин. Нынешнему поколению не понять, какие препоны и трудности пришлось преодолевать Карачаево-Черкесии в период становления ее в статусе самостоятельного субъекта. Помнить заслуги людей, создавших республику, создавших соответствующие ведомства и учреждения, – наш долг!

В течение 10 лет на общественных началах мне довелось быть председателем профкома Бюро СМЭ, что никак не отражалось на моей профессиональной деятельности судмедэксперта на различных должностях (от рядового эксперта до зам. начальника). Общими усилиями руководителей республики и по ходатайству сотрудников коллектива Умар Муссаевич Борлаков был представлен к присвоению звания заслуженного врача РФ! Это представление было вполне обоснованным, потому что на базе одного из заурядных отделений Ставропольского бюро СМЭ удалось создать равноправное экспертное учреждение, обеспечить его лабораторным оборудованием, помещениями, специалистами и добиться заслуженного авторитета среди других профильных учреждений страны, а это дорогого стоит.

За 19 лет совместной трудовой деятельности с моим соратником и наставником по профессии Умаром Борлаковым, пережив многие жизненные ситуации, иногда не совсем приятные, я сохранил самые искренние чувства благодарности к нему, как к человеку с большой буквы. Одними из самых важных качеств порядочного человека являются благородство и неспособность к подлости, и они в полной мере были присущи Умару Муссаевичу.

Остается добавить, что всё, что я впитал за долгие годы сотрудничества с У. Борлаковым и другими моими учителями и наставниками, я старался передать своим ученикам и подчиненным в течение всей своей трудовой экспертной деятельности (до 2015 г.). Ведь безвременно ушедшие из жизни наши современники и созидатели верили в то, что плоды их благородного труда будут сохранены и приумножены потомками. Насколько мне это удалось, покажет время…

Аскер БАБОЕВ
заслуженный врач КЧР
Поделиться
в соцсетях
биография Бюро судмедэкспертизы КЧР воспоминания из почты редакции КЧР люди память судьба человека Умар Борлаков