День республики № 193 от 24.12.2020

Главное «оружие» Фатимы Карабашевой

25 декабря в 14:02
25 просмотров
Медсестра высшей категории Фатима Карабашева
Медсестра высшей категории Фатима Карабашева
Источник — Фото автора

У нас в стоматологической поликлинике г. Карачаевска работает удивительный человек, заслуживающий того, чтобы о нем рассказали. И это не только мое мнение. Поверьте, кого бы из горожан вы ни спросили, каждый расскажет вам о Фатиме Хусеевне Карабашевой что-нибудь свое личное, благодарное, идущее от сердца… Ветеран труда Ольга Дудкина, позвонившая мне по телефону с этой просьбой, была немногословна. Но мне ли не знать Фатиму, которая, выходя из дома, едва успевает раскланиваться с прохожими, Фатиму, с которой мы окончили одно медицинское училище и даже успели поработать не один год!

Фатима родилась в селе Садовом Киргизской ССР в 1952 году. Ее отец Хусей Сарыевич не только прошел всю войну от начала до конца, но еще несколько лет после ее окончания работал на оружейных заводах Урала, потому что он был не только отважный воин, но и мастер на все руки. Мама Рабият, в девичестве Эсеккуева, воспитывала пятерых детей.

Прожили жизнь родители в полном согласии. О скромности, порядочности, гордости, доброте в доме не говорили. Они присутствовали всегда. Детям было судьбой уготовано стать такими же тружениками, как и родители. Исмаил работал в обсерватории, попутно увлекался фотографией; когда вышел на пенсию, занялся ею всерьез, и, как следствие, персональные выставки, сотрудничество с республиканскими газетами до последних дней своей жизни… Хватало энтузиазма на работу и хобби и у других двоих братьев – Салиха и Сагита. Старшая сестра Роза рано вышла замуж, а вот Фатима твердо знала, что станет медиком, и подала документы в медучилище. Вот только знала ли она, что с первых же дней начнет работать на самом трудном участке медицины – в травматологическом отделении и проработает в нем сначала два года палатной медсестрой, а потом почти 30 лет старшей медсестрой?

– Когда Карабашева была палатной сестрой, – вспоминает бывшая в те годы главной медсестрой ЦРБ Фатима Блимготова, – у нее было прозвище «Медсестра «легкая рука». «Легкая рука» – определение, которое не имеет под собой научной основы, и тем не менее это были вера и внутренняя убежденность почти каждого в отделении. На плановых обходах главный врач и сопровождающая его свита только и слышали: «Лучше Фатимочки никто не сделает перевязку – терпеливо, осторожно, ласково, лучше нее никто не поставит укол, капельницу». Потому вопрос, кого ставить старшей медсестрой в отделении, когда образовалась в силу определенных обстоятельств вакансия, перед администрацией не стоял.

Конечно, это можно считать большой удачей: в самом начале рабочей судьбы Фатима Хусеевна встретила заведующего отделением Басията Томаевича Гогуева – большого профессионала, человека тонкой душевной организации, прирожденного наставника. На смену ему придет не менее талантливый хирург – Хасанбий Магомедович Тохчуков, который также поможет переплавить трудовой азарт Карабашевой в уникальное мастерство. «Уникальное мастерство» – не преувеличение и не ради красного словца сказано.

Ни для кого не секрет, что в травматологическое отделение то и дело поступают пациенты с тяжелыми травмами. Но вот случай, которому я сама была свидетелем, поскольку на тот момент работала медсестрой в «травме». В один из дней на посту раздался звонок.

Выслушав говорившего, Фатима аж побледнела: «Перевернулся автобус, который вез жителей Верхней Теберды на базар. Много раненых, есть погибшие… Надо полагать, все будут в пуху, шерсти, вымазанные яйцами вперемежку с кровью…Но главное, набежит родня, которая не даст работать. Соберитесь, девчонки…»

Это была жуткая картина. Искореженная человеческая плоть почти тридцати человек, требующая нечеловеческих усилий медиков. Причем людей доставляли «порционно», кого сразу, кого через час, увеличивая тем самым шансы на смерть.

Помню, оторванное ухо одной пострадавшей родственники искали почти восемь часов, нашли и привезли… Так вот, о родственниках: у дверей толпилось почти все взрослое население Верхней Теберды. Если бы только толпилось… Люди высаживали окна, двери, лишь бы узнать, что с их родными… Карабашева не только прекратила всю эту вакханалию, с которой не могли справиться ни врачи, ни подоспевшие на помощь милиционеры, – сработал авторитет землячки, как – никак она тоже была из Тебердинского ущелья, – но и ассистировала врачам, когда те «зашивались», зашивала раны сама, снимала наспех сделанные жгуты, выводила людей из шокового состояния – кого медикаментозно, кого ободряющим словом… Если что шло не так, прятала глаза, чтобы кто-то не заметил слез отчаяния.

А еще Карабашева – почетный донор России.

– Кровь я начала сдавать еще будучи студенткой, – рассказывает она, – однажды во время занятий в класс забежала наш педагог, врач-акушер Лидия Абдуловна Гукова, безмерно любимая нами и уважаемая, и сказала, если не сказать, прорыдала: «Дети, помогите, роженица умирает. Срочно нужна кровь…» Сдали всем курсом и спасли женщину… С тех пор это для меня стало естественной потребностью. Я и сейчас могу за секунды собраться и по первому звонку работников станции переливания крови прийти туда, благо живу неподалеку.

– Да, но что заставило оставить работу, которой ты отдала столько лет, и вот уже почти десять лет быть медсестрой хирургического кабинета в стоматологической поликлинике?

– Когда из жизни ушли мой брат Исмаил и сестра Роза, это так подкосило здоровье моих родителей, что они очень скоро стали нуждаться в постоянном уходе. Не забывай, что я на работу ежедневно добиралась из Нижней Теберды. И целый день маялась, как они там, в свою очередь, у них душа была не на месте, потому как зачастую я возвращалась домой поздно ночью, если не сказать, посередине ночи… В стоматологии все по графику. Никакого аврала.

– О ее бережном отношении к родителям можно рассказывать бесконечно, – говорят бывшие коллеги, – потому к ее уходу из отделения и последующему выбору места работы отнеслись с пониманием и, конечно же, с сожалением, что травматологическое отделение Карачаевской ЦРБ потеряло такого ценного сотрудника.

– Фатима, стоматология другой планетой не показалась?

– Да нет, я работаю в хирургическом кабинете, считай, одна ипостась, к тому же мне повезло в том плане, что я работаю с настоящими профессионалами своего дела – это стоматологи Борис Тоторкулов, Азамат Датиев, Борис Бытдаев. Работа с ними – это не только большой опыт, но и ежедневная шлифовка стоматологических манипуляций.

– В наши времена – 70 – 80-е – был один способ избавиться от больного зуба – выдернуть его. Лично меня один звук бормашины повергал в ужас, и потому я… Словом, теперь сильно сожалею об этом.

– В нашем кабинете можно удалить только тот зуб, который уже спасти невозможно. А по большому счету можно сказать, что эту поликлинику, которой долгие годы заведует заслуженный врач КЧР Сапар Катчиев, благодаря ему можно назвать «новым словом» в стоматологии. Тут обилие дорогих приборов, инструментов, лекарств, а главное, здесь работает высокопрофессиональный коллектив, главное оружие которого – шутка, улыбка, доброжелательность. Чего мне так не хватало в родной травматологии. Там было больше слез, которые и теперь помнятся…

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
биография воспоминания Карачаевск люди медицинские работники медработник медсестра Стоматологическая поликлиника г. Карачаевска стоматологическое отделение стоматология судьба человека Фатима Карабашева человек и его дело