День республики № 193 от 24.12.2020

Шпаргалка для покупателя

25 декабря в 12:01
5 просмотров

Предновогодняя суета: магазины, прилавки, товары, снова магазины; куча пакетов, гора сумок с десятками наименований товаров… В почту редакции часто приходят вопросы читателей с просьбой разъяснить права покупателя в той или иной спорной ситуации. Наиболее популярные случаи мы разобрали с нашим экспертом – юристом Азаматом УЖАХОВЫМ:

 – Можно ли брать с собой в торговый зал покупки из другого магазина?

– Можно, но, если охрана данного магазина все же вами заинтересовалась, вы можете попасть в неловкую ситуацию. Да, в пункте 34 «Примерных правил работы предприятий розничной торговли» указывается, что сотрудники магазинов не имеют права требовать от покупателя предъявлять товары, приобретенные в других магазинах или осматривать личные вещи. Но пункт 42-й того же документа гласит, что при входе в магазин самообслуживания покупатель должен поставить в известность работников магазина о том, что у него есть товары, купленные в другом месте. Что делать? Во-первых, предъявить чек из другого магазина, если он у вас сохранился; во-вторых, предложить просмотреть видеозапись с камеры слежения или посоветовать провести ревизию товара на предмет определения недостачи. Но лучше всего просто оставить принесенные покупки в камере хранения или при входе показать охраннику ваш товар из другого супермаркета. Это поможет исключить конфликт.

– Ваши действия, если вас просят предоставить сумку для досмотра…

– Если охрана требует что-либо показать, то выходит за пределы своих полномочий. Проводить досмотр могут только сотрудники правоохранительных органов.

– Законно ли требование персонала или охраны магазина оставить личные вещи в камере хранения?

– Нет, это неправомерное требование, при этом ответственность за сохранность вещей, как правило, магазин не несет.

– Можно ли открывать упаковку и пробовать товар, если есть сомнения в его вкусе или качестве?

– Вы можете продегустировать товар, распечатав его. Но в этом случае вы просто обязаны его купить. Согласитесь, вряд ли кому-то захочется после вас купить «взломанный» продукт, да и сами вы, обнаружив такое, будете пребывать в негодовании.

– Часто охрана или персонал магазина не разрешают фотографировать их товар на прилавках. Это законно?

– Все, что выставлено в торговом зале на общее обозрение и реализацию имеет право быть всесторонне рассмотренным и также сфотографированным. В п. 4 ст. 29 Конституции РФ заявлено право «искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». И если к вам подошел сотрудник магазина или охранник с целью остановить вашу съемку, просто спокойно объясните ему, что запрет фотографировать товар на прилавке нарушает ваши права, а если вас не услышат, поставьте в известность, что обратитесь в суд. Между прочим, в таких случаях правосудие чаще становится на сторону потребителя.

– Имеет ли покупатель право попросить отпустить ему совсем немного развесного продукта? Скажем взвесить по одной сосиске от каждого сорта или отрезать всего 50 г сыра?

– Попросить можно столько, сколько вам необходимо. Но не стоит «перегибать палку», нервируя продавца претензией типа «я же просила 50, а не 65 г». Формально вы правы, но в данном случае ваш педантизм ни к чему. Ни продавец, ни очередной покупатель не скажут вам горячего «спасибо» за неуместную волокиту. Так знайте свои права и пользуйтесь ими себе во благо, не доставляя неприятностей окружающим.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Азамат Ужахов Имею право права покупателя права потребителей юридическая помощь юрист