«Необходимы нестандартные подходы»
Пять месяцев прошло, как Зураб Агирбов вступил в должность министра культуры КЧР. Своим видением ситуации в сфере культуры в Карачаево-Черкесии, возможных перспектив развития этой сферы, планами на будущее Зураб Замирович поделился с читателями газеты «День республики».
– Зураб Замирович, какие у вас впечатления от состояния культуры в Карачаево-Черкесии и какие в ней, на ваш взгляд, самые болевые точки?
– Я думаю, что проблемность равно распределена по всей сфере, хотя совсем провальных направлений у нас нет. Театры и хореографические ансамбли функционируют, ДШИ не пустуют. На мой взгляд, самая сложная ситуация – в сфере образования и подготовки кадров. Тревожит то, что в нашем колледже культуры и искусств критически снизилось количество абитуриентов, поступающих на отделение фортепиано, в этом году их поступило всего 3 человека. В то же время в 2 раза выросло – с 16 до 30 с лишним – количество абитуриентов на отделение ДПИ. Это еще раз подтверждает, что выбор молодёжи диктуется необходимостью зарабатывать в будущем. Очевидно, что ремесленнику, декоратору, дизайнеру в КЧР заработать легче, чем пианисту. Вот в этом я вижу главный вызов – поменять систему, вернуть людям заинтересованность в проведении культурных мероприятий, вывести на рынок труда тех же музыкантов, изменить иждивенческие настроения в головах у людей на активные, предпринимательские. Этому надо учиться – продвигать, продюсировать свой проект. Тогда под творческую работу будет подведён экономический базис. Но у меня сложилось мнение, что в КЧР на этот вопрос серьезно никто ответа не ищет. У нас в республике очень мало историй настоящего финансового успеха людей искусства.
– Возможен ли успех, если у нас не во всех селах есть педагоги и специалисты, транслирующие культуру во всех ее проявлениях?
– Село все время обделено: чем дальше населенный пункт, тем трудней там создать что-либо творческое. Обдумывая эту ситуацию, мы пришли вот к какой идее. На базе каждого районного ДК создаем отряд из нескольких специалистов высокого уровня и дополнительно их обучаем. Далее в каждом селе данного района открываем кружки и секции для развития детей. Педагог, работая большую часть дня у себя в ДК или ДШИ, получает свою зарплату. При этом у него есть обязательство один-два раза в неделю выезжать в село, где уже у него есть группа из 10-15 детей, чьи родители смогут заплатить, скажем, 500 рублей в месяц. Но если у семьи критическая финансовая ситуация – мы дадим ребенку возможность развиваться, подключив наших партнеров, благотворительные организации и т. д. В результате педагог, если сможет охватить два или три села, будет иметь хороший доход.
– Насколько остра у нас проблема кадров в сфере культуры?
– Она намного острей, чем можно предположить. И дело даже не в количестве работающих – проблема в отсутствии энергии, внутреннего огня, желания творить и создавать. Где-то это понятно – без базовых условий, без достойной оплаты, пропорциональной опыту и труду, без материальной составляющей у человека пропадает мотивация. Ещё одна проблема кадров – людей предпенсионного и пенсионного возраста абсолютное большинство среди сотрудников учреждений культуры. Это серьезная опасность, хотя отсутствие жизненной энергии не всегда связано с возрастом.
Мы знаем, что педагоги – это самые важные люди в отрасли культуры, без которых не будет музыкальных школ, школ искусств и т.д. Но зарплаты в этой сфере оставляют желать лучшего, поэтому туда не идут молодые, энергичные, самодостаточные. А если не заинтересовать молодых, полных энергии и желания получать новые знания специалистов, в базисе культуры не будет развития. Мы начали уже проводить реформы внутри каждого учреждения, учитывать вклад каждого сотрудника в общее дело, его значимость и популярность. В первую же очередь нам нужно привести в соответствие гражданско-правовую и организационную форму всех учреждений. То есть все театры, ДК, библиотеки и т.д. должны получить возможность зарабатывать своими знаниями, искусством, опытом. Это абсолютно нормальная практика во всем мире. Но и этим учреждениям придется сделать культурный продукт высокого качества, а также его продвигать и продавать. А чтобы из сотен предложений выбрали именно тебя – этому мы будем учить наших деятелей культуры.
– При всем том в республике активно идут капремонт и строительство учреждений культуры. Сколько таких объектов в этом году было сдано?
– Давайте начнем с того, что государство дает людям искусства и культуры достаточно много. Возможность учиться бесплатно выбранному виду искусства, возможность выступать, зарабатывать. Государственные коллективы получают педагогов, хореографов, сцену, пространство для репетиций и выступлений.
Поэтому сказать, что культуре не уделяют достаточного внимания, будет неверным.
В этом сложном во всех отношениях 2020 году были сданы многие объекты после реставрации и капремонта. Так, реконструкция Домов культуры была проведена в а. Бесленей Хабезского района, с. Учкекен Малокарачаевского района. Ведется реконструкция ДК ст. Кардоникской Зеленчукского района. На следующий год планируем завершить реконструкцию Дома культуры в с. Садовом Адыге-Хабльского района.
После капитального ремонта были сданы Дома культуры в сёлах Даусуз и Хасаут-Греческий Зеленчукского района, а. Нижняя Теберда Карачаевского района, а. Икон-Халк Ногайского района, а. Кызыл-Уруп Урупского района, а. Джегута Усть-Джегутинского района.
Завершится в следующем, 2021, году строительство нового ДК в с. Дружба Прикубанского района.
Кроме того, значительно укреплена материальная база детских школ искусств республики. Произведен капитальный ремонт зданий ДШИ Усть-Джегутинского района в мкр. «Московский», ДШИ ст. Зеленчукской и ст. Кардоникской Зеленчукского района, Детской художественной школы г. Усть-Джегуты, Детской музыкальной школы г. Теберды, школы искусств в а. Псыж Абазинского района.
– Как проходит оснащение объектов?
– Глава республики Рашид Темрезов уделяет очень пристальное внимание тому, чтобы Дом культуры не просто был построен или отремонтирован, но и полностью оснащен. Это и свето-звуковое оснащение, и одежда сцены, то есть занавес, кулисы и т. д., и сидения в концертном зале… Например, в селе Садовом Адыге-Хабльского района в ходе реконструкции к Дому культуры пристраивается целый универсальный зал, который, предполагается, будет и спортзалом, и танцевальным залом, и зрительным залом. И чтобы оборудовать и инвентаризовать этот зал, нам и муниципалитету придётся решить ряд задач. В рамках нацпроекта «Культура» мы получаем финансирование из Москвы только на строительство объектов. Всё остальное идет из регионального бюджета.
– Ваш опыт работы на федеральном уровне здесь помогает или мешает? В чем преимущества вашего опыта?
– Этот опыт другой, но именно он мне подсказывает, что нашему региону необходимы новые нестандартные подходы. Я видел в разных регионах, как выходили на экспорт самые маленькие компании и даже самозанятые люди – они находили возможность найти свою нишу, перестроить своё производство, выйти на экспортный рынок и даже в каких-то сегментах этого рынка стать лидерами. У нас есть все возможности для развития культуры в республике, и я уверен, что и мы так же сможем. А ресурсов у нас хватает – есть талантливые люди, много пустых ниш и т. д.
Что касается преимуществ федеральной работы, то самое главное – это партнерские связи и знакомые в самых разных сферах – творческих, деловых, образовательных, и т. д. Мой опыт работы в академии им. Гнесиных помогает нам сейчас выстраивать систему повышения квалификации наших музыкальных работников. Опыт работы в сфере международных культурных связей поможет нам организовывать выезд наших артистов на гастроли за рубеж. К нам в республику тоже будут приезжать, проводить мастер-классы по разным направлениям. Я надеюсь, что все это в целом будет приносить пользу культуре КЧР.
– Есть ли будущее у культуры народов КЧР?
– Здесь ответ однозначный и уверенно-утвердительный: да. Потому что наша республика как объединение народов, её составляющих, без культуры этих народов перестанет быть Карачаево-Черкесией. Потому что наши уникальные по своим параметрам народы отличаются языком и культурой. Ничто не играет такой роли в самоопределении, самоотождествлении, как язык и культура. В основе каждый человек принадлежит к определенной языковой, ментальной, нравственной сфере, и каждый человек – носитель культурного багажа своего народа.
– То есть культурный потенциал у нашей республики большой?
– Он величайший. Смотрите: народный театр «Инжич» смог пробиться на всероссийскую сцену. Хореографические коллективы республики – хранилище наших культурных и танцевальных традиций. Тот же ансамбль танца «Эльбрус» или Театр танца всегда показывают программу, достойную больших сцен. У нас много представителей декоративно-прикладного искусства, чей труд продается на международных рынках. У нас есть ремесленники, работающие на грани ремесла и искусства, – например, производители ножей. В Карачаево-Черкесии одна из мощных школ живописи и сильнейшие художники, причём с каждым днём открываются новые имена. Главное – чтобы мы не только внутри республики, но и вовне смогли транслировать всё наше культурное богатство и многообразие. Впрочем, Карачаево-Черкесия делает это с успехом на протяжении многих десятилетий.
{{commentsCount}}
Комментариев нет