День республики № 9 от 26.01.2021

«Кто, если не я?»

27 января в 15:02
30 просмотров
Источник — Фото автора

Анатолий Бармянцев более 40 лет своей жизни отдал театральному искусству. Сегодня он заведует отделением «Искусство театра» детской музыкальной школы № 3 города Черкесска. Его ученики из года в год получают Гран-при, первые и призовые места на всевозможных конкурсах и фестивалях. Вы спросите: «Какая связь между служением театру и преподаванием?» А вот об этой связи и вообще о жизненном пути моего героя и пойдет речь в этом очерке.

Родился Бармянцев в Саратовской области, в старинном купеческом городе Вольске, расположенном на правом берегу Волги. Семья его была простая, рабочая. Отец, Михаил Григорьевич – фронтовик, прошедший две войны: Финскую и Великую Отечественную, работал водителем; мама, Марфа Максимовна, – лаборантом на цемзаводе города.

Дорогу в мир искусства открыла ему двоюродная сестра по отцу, которая была намного старше мальчика и которую он называл «мама Надя». Она первая начала знакомить его с русской классической литературой, со сказками.

– У меня было такое чувство, что я родился с Пушкиным, с Лермонтовым, с русскими народными сказками. Все это было во мне заложено до моего рождения, – рассказывает Анатолий Михайлович, и я понимаю, что он хочет сказать. Тот особый русский дух, которым пронизаны все эти произведения, был заложен в моем герое на генном уровне.

Отца он потерял в 5-летнем возрасте, а через три года из жизни ушла мама Надя, которую он горячо любил и которую вспоминает по сей день.

– Она еще до революции окончила женское епархиальное училище для детей священнослужителей. Я помню все, что она рассказывала: какая у них была классная дама – с высокой прической, затянутая в корсет, как они с девочками молились в церкви, которая находилась при училище. Мама Надя часто брала меня с собой, когда шла к подругам. У них всё было из другой эпохи: трепетность, чай из тонких фарфоровых чашек, обращение друг к другу «Тата», «Лёлечка»… Потом все фотографии мамы Нади и её подруг я отдал в исторический музей нашего города…

Город, впрочем, сам был музеем с самыми живыми и неожиданными экспонатами. Вот одна лишь картинка из детства Бармянцева: по центральной площади города проезжает телега, а в телеге – огромная белуга, и хвост её волочится по земле…

Но самым большим увлечением маленького Толи были фильмы-сказки, особенно «Город мастеров». И он, детсадовский пацан, мечтал о том, как перенесет этот фильм на сцену, то есть на крыльцо своего дома, как натянет мамину занавеску и как уберет горб главному герою Караколю.

Но удивительно, что, учась в школе, он ходил не в музыкальный кружок, а десять лет занимался народными танцами. А после школы поступил в… медицинский институт по пожеланию мамы, хотя собирался в Саратовское театральное училище имени И. А. Слонова.

Какое-то время молодой человек был увлечен новыми перспективами и мечтал стать великим хирургом с «поставленными руками» – даже сделал своей настольной книгу «Сердце хирурга» Федора Углова.

Но судьбе, наверное, было угодно, чтобы Бармянцев вернулся в сферу искусства, поэтому через три года учебы он покинул мединститут и ушел на завод простым рабочим, зарабатывая себе стаж для поступления в ГИТИС. Это удалось сделать со второго раза в 1984 году. Попал он на курс к режиссеру Анатолию Васильеву. С ним на курсе учился известный ныне актер Николай Чиндяйкин, который уговаривал Бармянцева остаться в Москве. Самому Анатолию на этот шаг было трудно решиться – к тому времени он уже был женат и даже имел дочь Женю.

Тем не менее после учебы наш герой остается в Москве на два года, работает в экпериментальном молодёжном театре-студии на Плющихе. Вскоре театр начал гастролировать, и одним из гастрольных направлений стала Карачаево-Черкесия, куда Бармянцев приехал в первый раз в 1991 году. Приехал… и остался на 30 лет. Это называется судьба.

Вначале Анатолий Михайлович работал худруком в парке «Зелёный остров», ставил праздничные мероприятия. Затем был принят в труппу Русского театра драмы и комедии КЧР. Затем он работал в РЦНК, где курировал народные театральные коллективы Карачаево-Черкесии, а также в общеобразовательных школах, в республиканской филармонии, в колледже культуры и искусств им. А. Даурова. Совмещал и совмещает работы, но любая сфера его деятельности связана с театральным искусством.

Вот уже пятый год Бармянцев работает в ДМШ № 3 города Черкесска. На отделении у него 34 человека. Он ведет технику сценической речи, основы актерского мастерства, проводит постоянно беседы о театре. Занятия в школе проходят почти ежедневно, а перед конкурсами – еще и по выходным дням.

– Не устаете? И не жалеете о своем переезде в Карачаево-Черкесию? – спрашиваю я.

Он и минуты не думает над ответом:

– Кто-то должен работать с детьми. Ну, а кто, если не я?

Высокий профессионализм позволил достичь Анатолию Михайловичу хорошей результативности процесса обучения, которое продолжается 8 лет. Выпускники его уже учатся и в Театральном институте им. Б. Щукина, и в Краснодарском университете искусств. А нынешние ученики Бармянцева, как я уже говорила, постоянно занимают призовые места. За прошедший 2020-й пандемийный год учащиеся отделения «Искусство театра» участвовали в 4 конкурсах и побеждали на каждом из них.

На последнем Международном конкурсе «Искусство длиною в жизнь» ребята завоевали два Гран-при, три первых и два вторых места.

Анатолия Бармянцева обожают не только ученики, но и их родители.

– Мои дети ходят к Анатолию Михайловичу уже четыре года и добились больших успехов в речи, – рассказывает Амина Божко, мама Марка и Киры Божко из Черкесска. – За это время моя дочь получила два Гран-при и становилась лауреатом 1 и 2 степеней. У сына был врожденный дефект речи, а сейчас у него не только хорошая речь, но он тоже не раз побеждал на конкурсах, и все благодаря неустанному труду Анатолия Михайловича. Мы с мужем просто счастливы, что наши дети попали к такому отличному педагогу и мастеру речи, который душу вкладывает в свою работу.

Во время занятий Бармянцев старается донести до своих учеников два главных постулата, вынесенных им самим из двух вузов, в которых учился. Первый постулат звучит так: «Неважно, чем ты занимаешься, но руки должны быть поставлены всегда». То есть все, что бы человек ни делал, он должен делать качественно, профессионально, искусно. А второй постулат: «Ты можешь не хотеть – но ты должен мочь» – вынесен Бармянцевым из ГИТИСа.

Он учит своих учеников раскрывать красоту простых вещей. Он учит их хотеть мочь. И не сомневается: они смогут сделать многое.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
Анатолий Бармянцев биография люди музыкальная школа судьба человека творческая деятельность Творческие люди театр Черкесск