День республики № 11-12 от 30.01.2021

«Была война, была блокада…»

2 февраля в 13:05
11 просмотров

В читальном зале библиотеки имени Азамата Суюнчева г. Карачаевска открылась выставка, посвященная 77-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

– «Была война, была блокада», сказал поэт, но мы сегодня обращаемся к нашему прошлому не для того, чтобы лишний раз бередить старые раны, – сказала, обращаясь к учащимся школ города ведущий библиотекарь ЦГБ Ирина Харибова, – мы делаем это во имя дня завтрашнего, во имя готовности всегда быть достойными сыном, дочерью, гражданином нашей великой страны. Как сказал писатель Вячеслав Кондратьев: «Встреча с прошлым поможет человеку осознать лучшее в себе и преодолеть то, что осквернило бы это лучшее».

Ленинград вышел из войны израненным, истощенным, разоренным, но непобежденным! Об этом все фотографии, подобранные и красиво оформленные библиотекарем Альбиной Батчаевой, об этом богатая тематическая книжная подборка. Потрясают эпохальные стихи Ольги Берггольц, рассказывающие о жизни и судьбе любимого города на Неве в дни блокады, но особенно строки писателя Дмитрия Хренкова, сказавшего о самой Ольге Берггольц следующее: «Ее стихи стали дополнительным пайком для ленинградцев. Ни при каких весах, никакими приборами нельзя было определить его калорийность. Весомость его была столь велика, как и поход через весь город экскурсовода музея обороны Ленинграда Нины Нониной к Берггольц, чтобы она написала стихи о Володе. И она написала: «Стараясь быть спокойной, строгой, взрослой, она просила написать о брате, три дня назад убитом в Дудергофе… Она просила только: – напишите, не для того, чтобы его прославить, но чтоб над ним смогли чужие плакать со мной и мамой – точно о родном…» И действительно, это стихотворение Ольги Берггольц не только о подвиге родного брата Нониной, оно стало посвящением подвигу всех тех первых Сумевших Подняться для того, чтобы увлечь за собой всю цепь в атаку…

Есть в подборке, предложенной библиотекарями, много пронзительного стихотворного плача, много философских раздумий, таких как, стихотворение ленинградского поэта Глеба Семенова «Тело», в котором идет разговор поэта с собственным дистрофическим, подверженным всем лишениям и мукам блокады телом, в котором еле держится душа: «Лишь одного боюсь: ежедневно слабея, вдруг ты выронишь душу, что вверил тебе я?!», выдержки из дневников Тани Савичевой, Владимира Самойлова, Елены Мухиной. А каким серьезным и донельзя патриотическим содержанием наполнено, казалось бы, на первый взгляд, такое бытовое стихотворение Вадима Шефнера «Зеркало», которое я впервые прочитала на этой выставке, отрывок из которого так хочу процитировать:

И пусть я все забуду остальное –
мне не забыть, как на ветру, дрожа,
висит над бездной зеркало стенное
на высоте шестого этажа.
Оно каким-то чудом не разбилось,
убиты люди, стекла сметены, –
оно висит, судьбы слепая милость,
над пропастью печали и войны…

– Такие выставки мы проводим ежегодно, – рассказывает Ирина Харибова, – разумеется, на все приглашали бывших блокадников, и каждая такая встреча с ними повышала у школьников, студентов настрой сердечной дружбы и бережного внимания к людям, которые выдержали это невероятное испытание – 900 дней блокады, выстояли и победили. Словом, такие встречи – это воплощение всего самого честного, доброго, мужественного и беззаветного, что есть в отзывчивых и энергичных молодых сердцах. В этом году из-за пандемии, и естественно, и в силу возраста, мы даже приглашать на встречу блокадников не стали, но трогательные поздравления в их адрес, конечно же, направим.

Была приятно удивлена, когда увидела, как в читальном зале красиво оформлены и представлены читателям материалы корреспондентов «Дня республики», посвященные героизму ленинградцев, в частности, и свою давнюю статью, где я вспоминаю свою бывшую учительницу истории Валентину Петровну Баранову. Не было дня, чтобы она не вспомнила свой родной Ленинград, ту страшную блокаду, в которой потеряла всех родных, кроме сестры. Помню, как, рассказывая нам о своих частых посещениях Пискаревского кладбища, где никогда не бывает цветов, а только кусочки хлеба на могилах, она сказала: «Над временем, чем бы оно ни измерялось – десятилетиями или веками, всегда будет властвовать человеческая память».

И верится, так будет всегда. И чем дальше – тем сильнее, тем дороже.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
библиотекарь блокада Ленинграда выставка День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Ирина Харибова Карачаевск Карачаевская ЦГБ КЧР Никто не забыт ничто не забыто