Выполнили свой долг с честью
Каждый год, встречаясь с сослуживцами-«афганцами» в один и тот же день, 15 февраля, – в День вывода советских войск из Афганистана, Али Пшихопов вспоминает не только о страшных днях войны, но и драгоценных минутах тишины и спокойствия, которые для наших солдат были тогда бесценны. И сегодня, снова вспоминая прошлое, воины-интернационалисты говорят о тех, кто не вернулся с поля боя, о тех, чьи матери, отцы, братья, сестры дождались своих родных парней, увы, лишь в цинковых гробах. И так продолжалось более 9 лет – с 25 декабря 1979-го по 15 февраля 1989 года. За это время Россия потеряла почти 15 тысяч своих сыновей.
В минувший понедельник во время встречи в республиканской столице у памятника воинам-интернационалистам прозвучала фраза: «Поскольку в советские времена в воинских подразделениях особо не готовились к таким военным действиям, подготовка была ниже, чем хотелось бы, но всё приобреталось на месте».
Молодые новобранцы – солдаты срочной службы до последнего не были осведомлены о том, что едут служить в так называемую «горячую точку». Лишь по приезде они понимали, что, возможно, это их последний в жизни пункт назначения. И Али Пшихопов из аула Малый Зеленчук Хабезского района узнал о месте дислокации военной части, куда был распределен в 1980 году военным штабом Советской армии, тогда, когда впервые шагнул на песчаную, обожженную сухими, жгучими ветрами и взрывами афганскую землю.
– Совсем еще «зеленые» пацаны практически не обладали навыками ведения боя в условиях горной и пустынной местности, а изнуряющая жара от палящего афганского солнца выбивала из сил, – рассказывает Пшихопов. – Длительность боевой спецподготовки советских военных составляла всего лишь от двух до пяти месяцев, затем они сразу же отправлялись на передовую. В моем случае и того меньше – умеешь крутить баранку, значит готов выполнять боевое задание.
Он попал в автомобильный батальон, который дислоцировался в административном центре Пули-Хумри. Солдат из автобата называли наливниками, потому что их служба проходила за рулем большегрузных бензовозов, обеспечивающих топливом подразделения 40-ой армии. Несмотря на опасность оказаться под прицелом вражеского огнемета или снайпера, такие же мальчишки, как и мой герой, преодолевали огромные расстояния на грузовиках, потому что от точки А до точки Б, куда необходимо было вовремя доставить топливо, более ста километров. Сороковая армия была рассредоточена на большей части территории Афганистана, с охватом нескольких городов и населенных пунктов.
– Очень часто эти машины попадали под обстрел, и только удача спасала многих из нас. Однажды в одном из районов к подступам Пули-Хумри велись активные боевые действия по ликвидации групп моджахедов и уничтожению складов с вражескими боеприпасами. В этот день было особенно горячо, и именно в этот день я принял свое боевое крещение, – вспоминает А. Пшихопов. – Машина двигалась против солнца, яркие солнечные лучи буквально обжигали наши глаза, а самое страшное – слепили, отвлекая наше внимание и охраны, которая всегда сопровождала цистерны с топливом. Кто знает, в какой лощине или за каким каменным утесом может спрятаться враг, не все можно предугадать, но бойцы всегда максимально напряжены и держат ухо востро. Любой шорох или звуки осыпающейся гальки заставляют солдат взвести курок. Но в этот день некоторым из охраны не повезло… Когда наша машина въехала в каменное ущелье – это самая удобная позиция для любого воина, откуда легче всего вести бой, началась бомбежка, затем полились автоматные очереди. Стреляли моджахеды, стреляли наши бойцы. И так около получаса…
В той перестрелке враги были убиты, но и наши ребята получили ранения. Страшно ли было новобранцу Пшихопову, думаю, и голову ломать не нужно. Страшна даже мысль о том, что тогда пережили эти молоденькие, по сути совсем еще дети, солдатики. И когда сегодня теперь уже убеленные сединой мужчины делятся своими воспоминаниями о горячих буднях Афгана, невольно на их глаза наворачиваются слезы. Хотя почти все они неохотно вспоминают прошлое. Мне пришлось долго уговаривать Али Петровича и буквально вытягивать из него по слову. А все потому, что вспоминать горько.
– Великое благо, что наши дети сегодня растут под мирным небом, – говорит А. Пшихопов. – Я желаю нашей молодежи никогда не испытать того, что испытали мы. Ни одна война не может быть оправдана, потому что гибнут люди: военные, мирное население, в том числе женщины и дети. Пусть будет мир во всем мире.
Председатель регионального отделения общественной организации «Инвалиды войны» Геннадий Жданов на траурном митинге, посвященном 32-й годовщине вывода Советских войск из Афганистана, рассказал, что пока они были молодыми, встречаться со своими бывшими боевыми товарищами не составляло труда: только сообщи, что надо повидаться, и тут же все собирались в назначенное время. Сейчас же, по истечении времени, даже чтобы прийти по традиции к памятнику, не у всех получается по некоторым причинам, не говоря уже о том, чтобы увидеться просто так.
– Многих, к сожалению, уже нет с нами, некоторые болеют. Но, несмотря ни на что, мы стараемся быть на связи. Мы созваниваемся с нашими сослуживцами из бывшего Советского Союза, которые проживают в прибалтийских странах, сегодня звонили даже из Израиля. Поступают звонки из Европы. Все, кому пришлось пройти военные тропы Афгана, все, кто выжил, не остался на пепелище обожженной афганской земли, стараемся не терять друг друга, не забывать, каким чудом нам удалось выжить в пламени войны. Мы, ныне живущие, и все те восемнадцатилетние безусые ребята, которые сложили свои головы в боях, выполнили свой долг с честью.
{{commentsCount}}
Комментариев нет