Видел себя археологом, а стал художником
Человек предполагает, а Бог располагает. В правдивости данного выражения убеждались многие, и не раз. В их числе и известный дагестанский художник Абдулзагир Мусаев. Он видел себя ученым-археологом, открывающим миру новые тайны о человечестве, его историческом прошлом, но… случилась импровизация жизни. Как итог, сегодня Абдулзагир Бозгитович – преподаватель и заведующий кафедрой Дагестанского педагогического университета, член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник России, лауреат государственных премий. Он постигает тайны человеческого бытия, но рассказывает о своих открытиях миру уже языком искусства, живописи…
В детстве у художника было два серьёзных увлечения – рисование и история. Но если первое воспринималось больше как забава, возможность отвлечься, то второе захватывало юный ум настолько, что порой вокруг уже не существовало ничего. Сыграла большую роль в этом личность учителя истории Бориса Дорогобеда. Увлеченный своим предметом, Борис Петрович заражал этим и своих учеников. В десятом классе благодаря его содействию Мусаев отправляется в две археологические экспедиции, проводившиеся рядом с древним селением Эндирей-аул. Там он знакомится с известными учеными-археологами Дагестана Дибиром Атаевым, Мурадом Магомедовым, Александром Криштопой, изучавшими события, связанными с Хазарским каганатом. Это знакомство стало решающим и утвердило желание юноши связать свою жизнь с историей и археологией. По окончании школы он подает документы на исторический факультет Дагестанского государственного университета. Однако большой конкурс не позволил осуществиться планам. И вот, чтобы не терять времени зря, Абдулзагир Мусаев решает отдать документы в художественное училище им. Джемала. Там молодого юношу приметили сразу. С первых же дней, увидев заложенный в нем природой талант, руководство училища дало возможность молодому человеку посвящать свое время творчеству, не отвлекаясь на какие-то общеобразовательные программы, которые уже были усвоены в средней школе.
– Я всегда с благодарностью вспоминаю своих педагогов тех лет. Александра Ивановна Марковская и Парук Муртузалиевич Дибиров наставляли и при этом поддерживали стремление стать хорошим художником, – вспоминает профессор Мусаев.
Доброе наставничество и упорные занятия сделали свое дело: художественное училище будущий живописец окончил с красным дипломом. Он принял решение продолжить профессионально расти, получив высшее художественное образование. Цель была поставлена самая амбициозная – поступить в Институт им. И. Репина в Ленинграде. После долгих уговоров и колебаний отец дал сыну разрешение ехать.
– Когда я собрался в дорогу, отец бросил такую фразу: «Поезжай, прогуляйся». Он не мог представить, что я могу поступить в такой престижный вуз без какой-либо поддержки, – делится воспоминаниями художник.
Однако Абдулзагир Мусаев не просто поступил, а буквально с первых дней привлек к себе внимание мэтра советского изобразительного искусства Андрея Мыльникова, заведовавшего в то время мастерской монументальной живописи вуза.
– После того, как я прошел просмотр, во время экзамена в аудиторию, где мы все стояли и писали свои работы, зашел один из преподавателей и начал обходить весь зал. Проходя мимо меня, он вдруг остановился, рассмотрел мою работу и спросил: «Вы откуда?» «Из Махачкалы», – ответил я, немного растерявшись. «Ну-ну», – сказал педагог и прошел дальше. А потом стало известно, что я в числе поступивших», – рассказывает Абдулзагир Бозгитович.
Эстет и аристократ до мозга костей.
Но до этого был непростой и долгий путь становления профессионального художника. И шло оно под наставничеством Мыльникова, который в самом начале заприметил молодого таланта из Дагестана. По окончании второго курса, когда встала необходимость выбирать под чьим руководством продолжать учебу, Абдулзагир Мусаев, недолго думая, в своем заявлении указал фамилию Мыльникова, вопреки правилам вуза писать обязательно две фамилии преподавателей. В ректорате, естественно, возмутились, но некий юношеский максимализм взял вверх.
Учеба в мастерской известного живописца раскрыла все то, что было заложено в художнике природой, направило по пути лучших традиций академического искусства. И чем дальше шла учеба, тем сильнее одолевала внутренняя неуспокоенность тем, что делается.
– Если поначалу, поступив в институт, я воображал себя этаким художником, то уже в мастерской, на старших курсах, меня все чаще посещала мысль: «Какой же я все-таки еще бестолковый. Как же многому нужно учиться! – вспоминает Мусаев.
Это здоровое чувство недовольства собой подстегивало не останавливаться на достигнутом и все время искать. Искать себя, новые образы, открывать в себе новые возможности. Подстегивало также и наставничество талантливого руководителя…
– Был один примечательный случай. Как-то во время занятий к нам в мастерскую вместе с Андреем Андреевичем пришел поэт Иосиф Бродский. Подойдя ко мне, учитель представил меня ему: «Вот тот самый Мусаев». Они постояли у моей работы, поговорили и ушли. Не придать этому значения я не мог, и это в какой-то степени вселило уверенность.
В 1979 году Абдулзагир Мусаев окончил институт с отличием и был принят в объединение молодых художников и искусствоведов Советского Союза. С начала 80-х годов он начинает активно выставляться на многих всесоюзных выставках. В этот же период стажируется в творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством все того же Андрея Мыльникова. Однако спустя время Мусаев возвращается в родной Дагестан, а в 1983 году его приглашают работать в качестве заведующего кафедрой живописи художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета. С этого времени и по сей день его творчество становится широко известным в республике. Художник участвует во многих значимых республиканских, всероссийских и зарубежных выставках. Его произведениями пополняются музейные фонды, частные коллекции ценителей искусства в Италии, Японии, Израиле, Болгарии и Турции. С талантливым мастером сотрудничают ведущие театральные коллективы Дагестана, для которых художник создает великолепные эскизы костюмов и сценографию. По сей день в память об этом сохранены некоторые работы в Музее истории театров Дагестана (филиал Национального музея РД).
Важное место в монументальных работах художника занимают гобелены, выполненные для Кумыкского театра.
– Это был необычный эксперимент – соединить технику ковровую и стиль гобелена. Не все сразу встречали с воодушевлением эту идею. Но, благо, в Кумыкском театре проект удалось воплотить в жизнь. Я очень благодарен всем, кто этому способствовал, – рассказывает художник.
Но, пожалуй, самым значимым из своих произведений Абдулзагир Бозгитович считает роспись Свято-Успенского собора Махачкалы. Купол храма имеет сферическую поверхность, поэтому очень трудно было писать лики святых, не исказив их. Однако полученное академическое образование, талант, опыт и колоссальная работоспособность позволили художнику вместе с учениками выполнить эту задачу на самом высоком уровне. За это художник был награжден орденом Андрея Первозванного и золотой медалью Академии художеств России.
Масштабной монументальной работой последних лет стала роспись зала славы в столице Ингушетии Магасе. Работа шла на протяжении двух лет. Лишь поработав основательно с историческим материалом, литературой этого кавказского народа, художник принялся за масштабный проект, в который были вовлечены также его ученики. Как итог – облаченные в условность, знаки, символы история и культура древнего народа ожили в живописных сюжетах грандиозного масштаба.
Но не только как талантливый художник прославился Абдулзагир Бозгитович в своей родной республике. Вот уже на протяжении более 30 лет он пестует новые поколения художников и достиг на педагогическом поприще не менее значимых высот. Чего стоит тот факт, что благодаря настойчивым стараниям Мусаева художественно-графический факультет ДГПУ стал своего рода институтом искусств, позволяющим студентам, помимо специальности педагога, получить навыки профессионального художника-живописца, графика или скульптора.
Абдулзагир Мусаев возглавляет кафедру живописи. Учиться в его мастерской может не всякий. Характер у педагога подчас далеко не ангельский, но все те, кто окончил вуз и учился у художника, продолжают с гордостью носить бренд ученика Мусаева.
М. АХМЕДОВА.
Сетевое издание «Дагестанская правда».
{{commentsCount}}
Комментариев нет