За распространение фейков о росте цен накажут по УК

17 марта в 17:03
5 просмотров

ЧЕРКЕССК, 17 марта. DENRESP.RU –  Депутат Госдумы от «Единой России» Анатолий Выборный разработал законопроект, согласно которому распространение информации, повлекшей за собой ажиотажный спрос на основные продукты питания, должно наказываться административным штрафом (для физических лиц 200-500 тыс. руб., для юридических – 500-800 тыс.руб.) или лишением свободы на срок до трех лет.

Политик подчеркнул, что распространение недостоверной информации приводит к ажиотажному спросу на конкретный товар, за которым следует резкий скачок цен.

Иллюстрацией к сказанному является памятный всем дефицит соли, возникший в 2006 году на слухах о прекращении поставок этого продукта из Украины. С тех пор цена соли так и не вернулась на прежний уровень. Аналогичная ситуация периодически возникает то с гречкой, то с растительным маслом.

Для России типичными причинами возникновения ажиотажного спроса, по мнению доцента кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Ирины Долговой, являются:

̶  во-первых, генетическая память населения о тотальном дефиците продуктов на определенных этапах развития страны. Люди, причем не только старшего поколения, легко верят в то, что полки в магазинах могут снова опустеть.

̶ во-вторых, брошенным в воду камнем, от которого расходятся волны панических слухов, являются, как правило, люди с низким уровнем дохода и высокой ценовой чувствительность – малоимущие и пенсионеры. Идущая от них волна тревожных домыслов и слухов накрывает и другие группы потребителей, захлестывает торговлю, прессу и т.п.

Ирина Долгова так же подчеркивает, что, безусловно, играть на ожиданиях людей, провоцировать их на излишние закупки товаров – это преступление, которое должно быть наказано.

Но тут возникают следующие вопросы:

Кого наказывать? Эксперта, который дал прогноз развития рынка, основываясь на официальных статистических данных? Чиновника, который заявил, например, о неурожае сельскохозяйственной культуры или о сокращении поставок импортного сырья?

Как доказать, что конкретно это, а не иное высказывание вызвало ажиотажный спрос и неконтролируемый рост цен?

Как применять указанные меры наказания? За что назначить штраф по низшей границе, а за что – привлечь к уголовной ответственности?

Пока ответ неясен, также как и механизм реализации данного законопроекта.

«Проблема распространения недостоверной информации на российском рынке существует, но решать ее нужно иными способами. Вероятно, следует развить механизм предостережений в порядке, предусмотренном ст. 25.7 Закона о защите конкуренции, дополнив его механизмом контроля необоснованного роста цен. Также необходимо проводить разъяснительную работу с населением, раскрывая людям причины появления такой информации (желательно с указанием заинтересованных сторон). И все же главный вывод напрашивается следующий: усилия следует направлять не на ужесточение мер за высказывания, а на повышение социальной ответственности бизнеса перед населением страны. И вот на это депутатам Госдумы давно пора обратить внимание», – подытожила Ирина Долгова.

Поделиться
в соцсетях
Единая Россия Северо-Кавказский институт РАНХиГС