День республики № 36 от 16.03.2021

Нацбанк предупреждает…

19 марта в 11:07
3 просмотра

Злоумышленник представляется сотрудником министерства внутренних дел или других правоохранительных органов и сообщает собеседнику, что по заявлению Банка России в отношении него возбуждено уголовное дело. Это только одна из уловок, которую в последнее время стали использовать телефонные мошенники. Как же им противостоять? Есть ли какие-то общие признаки, по которым можно быстро вычислить афериста? Какие действия нужно предпринять, чтобы уберечь свои деньги от хищений? На эти и другие вопросы ответил управляющий Отделением Банка России в Карачаево-Черкесии Дмитрий МЕЩЕРЯКОВ.

– Дмитрий Владимирович, расскажите подробнее о новой схеме телефонного мошенничества.

– Позвонивший представляется сотрудником министерства внутренних дел или другой правоохранительной организации, начинает уверенным, хорошо поставленным голосом информировать собеседника о возбужденном уголовном деле. Для пущей убедительности «правоохранитель» добавляет в свою речь информацию о заявлении представителей Банка России. Таким образом, злоумышленники пытаются получить у клиентов кредитных организаций персональные данные и другую необходимую информацию, которая используется для хищения денег со счетов граждан.

Регулятор проинформировал банки о новой схеме телефонного мошенничества и рекомендовал им учитывать этот факт при организации работы службы поддержки клиентов, а также предупреждать граждан о рисках разглашения персональных данных и данных платежных карт.

Хочу предостеречь жителей нашей республики: Банк России не подает заявления в правоохранительные органы в отношении операций без согласия клиентов кредитных организаций. Если во время телефонного разговора незнакомый человек ссылается на инициированный Банком России уголовный процесс – это злоумышленник. Однако схемы обмана граждан могут быть самые разные, и о них лучше знать заранее.

– Какие распространенные методы используют телефонные мошенники?

– Мошенники меняют свою тактику в зависимости от того, что сейчас больше всего волнует граждан. В связи с пандемией многие потеряли работу, и этот факт они, естественно, не обошли стороной. В последнее время они стали маскироваться под работодателей: находят номер на сайтах вакансий, налаживают контакт с соискателем. Затем аферисты просят скачать мобильное приложение якобы «для удаленной работы», которое в итоге открывает мошенникам доступ к смартфону, а значит, и к деньгам.

В ход идут любые методы психологического воздействия: неизвестные люди по телефону могут обратиться к потенциальной жертве по имени и отчеству, представиться сотрудником банка, налоговой службы или другого государственного учреждения, а в некоторых случаях даже называют последние четыре цифры карты. Человека могут напугать несанкционированным списанием денег или блокировкой карты, намеренно вводят в стрессовое состояние, и он уже не может объективно оценивать происходящее.

А вот другая распространенная «схема». Звонящий может сказать, например, что ему не нужны ваши данные, это запрещено, а попросит ввести цифры в тональном режиме или «переключит» на робот-систему, которой и нужно продиктовать номер карты и СVC-код. Однако это лишь очередная уловка, которых в арсенале аферистов немало. Важно в любой ситуации не терять бдительности.

– Используют ли мошенники sms-рассылку?

– Да, этот способ связаться с потенциальной жертвой тоже распространен. Предложения могут быть самые разные: например, компенсация за приобретенные ранее БАДы или потерянные при обмене денег сбережения, денежный выигрыш. Но есть одно «но». Для получения всех этих «благ» нужно сначала заплатить «налог» или «госпошлину».

Мошенники могут прислать также sms о «блокировке банковской карты». Человеку, получившему такое сообщение, предлагают позвонить «в Центральный банк» по указанному номеру. На другом конце провода мошенники, представляясь работниками ЦБ, пытаются выяснить данные банковской карты, включая PIN-код.

Хочу особо подчеркнуть, что Банк России не рассылает такие сообщения и тем более не пытается выведать конфиденциальные данные граждан. Поэтому важно не поддаваться на провокации.

Вот несколько инструкций в отношении сомнительных sms. Их можно применить и в других случаях, если с вами выходят на контакт неизвестные люди: если с вами связываются от имени Центрального банка, наберите номер горячей линии Банка России: 8-800-300-3000; если вам предлагают деньги от имени какого-либо ведомства, сами позвоните в адрес заявленной организации и уточните информацию; если вам сообщили о блокировке банковской карты, свяжитесь с банком-эмитентом, выпустившим вашу карту, и уточните эту информацию. Телефон контактного центра находится на обратной стороне карты. Вы также можете найти его на официальном сайте банка.

– Можете назвать несколько признаков, по которым можно сразу определить телефонного злоумышленника?

– Основной признак – аферисты сами выходят на жертву. Это может быть неожиданный звонок, СМС-сообщение, электронное письмо или ссылка в мессенджере.

Второй признак напрямую связан с денежными переводами: от злоумышленников могут поступить предложения перевести все деньги на «безопасный счет», оплатить «страховку для получения кредита» или «выгодно» инвестировать свои сбережения.

Третий признак, который люди зачастую игнорируют, связан с персональными данными. Аферисты просят озвучить конфиденциальную информацию: например, номер карты, трехзначный код на обратной стороне, код из СМС. Мы неоднократно говорили в СМИ о том, что настоящий сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты карты, ПИН-коды и пароли.

Четвертый признак. Мошенник пытается оказать давление и сыграть на эмоциях собеседника. Злоумышленнику важно, чтобы гражданин потерял бдительность и выполнил все его требования.

И пятый признак, характеризующий аферистов. Потенциальной жертве не дают времени обдумать ситуацию, ставят условия, давят. В таком случае лучше немедленно прекратить разговор и перезвонить в банк, чтобы узнать, все ли в порядке со счетом.

Необязательно, чтобы в разговоре с неизвестным присутствовали все эти пять признаков. Но если есть хотя бы один – это уже повод насторожиться.

– Какие правила нужно соблюдать, чтобы минимизировать риск потери личной информации и денежных средств на банковских счетах?

– Есть несколько простых правил: никому не сообщайте и не вводите на подозрительных сайтах данные своей карты, особенно три цифры с её оборотной стороны, пароли из sms-сообщений, ПИН-код; аферисты научились подделывать номера телефонов, и на экране смартфона на самом деле может высветиться номер кредитного учреждения. Положите трубку и позвоните в банк, вручную набрав комбинацию цифр. Ни в коем случае не перезванивайте обратным звонком, так можно снова попасть на мошенников; если вам предлагают отсрочку по кредиту, компенсацию или любую другую услугу, но при этом просят ваши персональные данные, то скорее всего вы имеете дело с аферистами; будьте внимательны к тому, какую информацию вы размещаете в соцсетях. Нередко люди сами публикуют номера телефонов, электронные адреса и даже выкладывают фотографии своих банковских карт; установите антивирусное программное обеспечение на всех устройствах, которыми пользуетесь, регулярно обновляйте антивирусную защиту; не переходите по сомнительным ссылкам; постарайтесь найти как можно больше информации об организации, с которой собираетесь взаимодействовать, например, при поиске работы, прочитайте отзывы в интернете, проверьте, не замешана ли она в скандалах; если преступники уже получили данные вашей карты, как можно скорее заблокируйте ее.

Я перечислил только несколько базовых правил. Более подробную информацию о видах мошенничества, правилах безопасности можно прочитать на просветительском сайте Банка России «Финкульт-инфо».

Будьте внимательны и осторожны, когда дело касается ваших денег.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
безопасность Дмитрий Мещеряков интервью информационная безопасность как уберечься от мошенников кибербезопасность КЧР мошенники мошенничество Отделение-Национального банка по КЧР понятная экономика смс-сообщения финансовое просвещение