Референдумы марта 1991 и марта 2014

19 марта в 21:27
14 просмотров

ЧЕРКЕССК, 19 марта. DENRESP.RU –  По решению Съезда народных депутатов 15 марта 1990 г. Горбачев избран президентом СССР и стал совмещать высший государственный пост с партийным.

Через год 17 марта 1991 г. состоялся референдум СССР по вопросу сохранения Союза ССР как федерации равноправных суверенных республик. В референдуме приняли участие 80% от числа граждан, включенных в списки для голосования. 76,4% ответили «Да». Спустя пять лет 15 марта 1996 г. Госдума РФ приняла постановление, в котором отмечалось, что результаты референдума сохраняют юридическую силу.

16 марта 2021 г. исполняется семь лет со дня проведения в Крыму и Севастополе общенародного референдума, в котором более 90% пришедших на участки высказались за вхождение республики в состав России. 18 марта спустя два дня после проведения референдума президент России подписал документ, ратифицирующий волеизъявление народа.

Реформы коммунистов конца 80-х привели к распаду СССР. Почему коммунистическое руководство оказалось не способным воплотить в жизнь результаты народного референдума 1991 г.?

Стоит ли рассматривать Договор о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию и другие интеграционные процессы как исправление ошибок руководителей коммунистической партии конца 80-х?

Джантеева Джульета Солтановна, Карачаево-Черкесская Республика

Заведующая отдела социально-политических исследований КЧИГИ

Референдум СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении страны проходил в условиях слабой вертикали власти при одновременном усилении автономий, которые получили широкие права и могли участвовать в процессах обсуждения Союзного договора. В условиях политической нестабильности и проявлений внутреннего сепаратизма, доминирующим фактором консолидации региональных элит являлась их активность, связанная с выдвижениемзаконодательных инициатив при разработке Союзного договора на базе СССР. Здесь следует учесть и то, что параллельно с «договорным» процессом в стране активными темпами обсуждались вопросы установления федеративных отношений между РСФСР и автономиями/республиками на основе Федеративного договора. К моменту проведения референдума данный документ не был подписан, т.к. требовались дополнительные консультации к региональными органами власти.

Референдум по вопросу о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик был новым этапом на пути к подписанию Союзного договора. Тот факт, что несколько союзных республик не участвовали в голосовании, не умаляет окончательные результаты референдума, в котором приняли участие 147 млн. граждан, обладающих активным избирательным правом. Несмотря на то, что подавляющее большинство участников референдума высказались за сохранение СССР (112 млн. человек – более 76%), это решение народа не было выполнено в силу слабости федеральной власти, внутриполитических противоречий и политического кризиса в стране. Правящая политическая элита во главе с коммунистами не смогла преодолеть разногласия и вывести страну на новый уровень развития, а популистские методы и встречи с представителями автономий/республик в президентской резиденции после референдума, имели временный эффект.

В отличие от референдума 1991 года, глобальным по своим политическим последствиям является всенародное голосование о государственном статусе Крыма, состоявшееся 16 марта 2014 года. Более 90% участников референдума высказались за независимость и возвращение Крыма в политико-правововое и социокультурное пространство России. Решение народа было реализовановопреки существовавшим рискам. Этому способствовали не только особенности внутренних и внешних политических предпосылок, мотивов и причин голосования, связанных с т.н. «российским» и «украинским» факторами. Решающее значение в этом вопросе имела политическая решительность руководства России во главе с Президентом В.В.Путиным, которая заключалась в поддержке намерения крымчан и севастопольцев воссоединиться с «русским миром». Спустя семь лет, можно констатировать, что аналогичная политическая интеграция посредством применения механизмов публичного/всенародного голосования, имеет конструктивные последствия и может рассматриваться не только как исправление ошибок прежней правящей/коммунистической власти, но и восстановление политических прав граждан.

Катаганов Исмаил Ямбулатович

Председатель Общественной организации национальной консолидации ногайцев «Бирлик» («Единство») КЧР

Карачаево-Черкесская Республика

Да, безусловно, Советский Союз развалили несмотря на то, что большинство его граждан высказалось за сохранение единого государства. Рано или поздно старые ошибки надо исправлять. Очень радует, что нынешнее руководство России двигается по пути интеграции со странами бывшего СССР. А возвращению Крыма альтернативы быть не могло. Слишком много крови пролито нашими предками за эту землю, слишком много она значит для нашего народа. 

Кургинян Гарик Нерсесович

Карачаево-Черкесская Республика

Председатель комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Общественной Палаты КЧР

Безусловно, вхождение Крыма в РФ было в том, числе исправлением ошибок руководителей коммунистических партий. Не нужно забывать два значимых факта: до 1954 года Крым был в составе РСФСР и права народа на самоопределение! Жители Крыма сделали свой выбор, исправив историческую ошибку коммунистических властей  80-х

Чуков Нурби Заудинович

Руководитель РГБУ «Центр социального обслуживания населения» Карачаево-Черкесская Республика

Директор РБУ “Центр социального обслуживания населения”

По форме да,можно сравнивать,но по сути это два диаметрально противоположных референдума. В первом случае загнившая верхушка партноменклатуры во главе с Михаилом Горбачевым пыталась каким-то образом сохранить разваливающееся, по ихней же вине,государство – СССР. Несмотря на то, что референдум бойкотировали 6 республик- Армения, Грузия, Молдова, Латвия, Литва и Эстония более 80%  (148,5 млн.) избирателей приняли участие в референдуме и 76,4%  (113,5 млн.) высказались за сохранение обновленного Союза ССР.В том числе РСФСР-71,3%, Украинская ССР-70,2%, Белорусская ССР-82,7%, Узбекская ССР-93,7%, Казахская ССР- 94,1%, Азербайджанская ССР-93,3%, Киргизская ССР-96,4%,Таджикская ССР-96,2%, Туркменская ССР-97,9%. Люди ликовали,радовались итогам референдума, но рыхлость, некомпетентность, безволие и нерешительность властьимущих в Центре и на местах перечеркнули надежды миллионов советских людей и свершилась величайшая трагедия 20 века-рухнуло великое государство под названием СССР, воссоздать которое уже невозможно.

В случае референдума по присоединению Крыма- совершенно другая ситуация. В большей степени, внутренняя политика самой Украины спровоцировала и ускорила процеcc отторжения  Крыма. А главными факторами выступили волеизъявление самих крымчан воссоединиться с исторической родиной, полное единодушие россиян, плюс твердость и решительность высшего политического руководства Российской Федерации.

Щербина Елена Анатольевна

Заместитель директора НИИ

Два референдума, разделенных временем, политической ситуацией и все -таки имеющих нечто общее- интеграционное начало. И в 91- ом и в 2014 годах проявилось стремление людей, в первом случае- к сохранению  страны, во втором- к восстановлению, хотя бы частичному,  этой, уже потерянной страны. Можно рассматривать два референдума с точки зрения  реализации политической воли граждан. К сожалению, в первом случае не хватило политической воли (или желания, или возможностей)  руководителей страны. Референдум 2014 года – это восстановление исторической справедливости, сохранение русского мира не в этническом, а культурно- ментальном смысле. И проявление не только политических предпочтений крымчан, но и политической воли руководства РФ.

Поделиться
в соцсетях