День республики № 44 от 30.03.2021

Внутренний туризм

1 апреля в 15:33
4 просмотра

На портале expert-club.online состоялось обсуждение проблемы развития внутреннего туризма в России.

Внутренний туризм на фоне пандемии переживает подъем. Потенциал рынка Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ оценил в 1,5 трлн руб. Количество туристов, заинтересованных в отдыхе внутри России, – 41,6 млн человек, это число сопоставимо с количеством выездных туристов в 2019 году (45 млн).

По данным Росстата, до пандемии 65% регулярно выезжающих в отпуск проводили его за рубежом, в 2020 г. эта цифра снизилась до 20%. В 2020 году 21,7 млн человек путешествовали по России, 19,8 млн остались дома, основной причиной такого решения стала боязнь заразиться (64%). 84% туристов остались удовлетворены поездкой по России.

Основным местом отдыха во время пандемии были курорты Краснодарского края и Крыма (26% и 17% соответственно). СПб, Минеральные воды и Калининградскую область посетили примерно по 5-7% туристов, остальные места (Байкал, Алтай, Золотое кольцо) посещали менее 4% туристов.

За 3 месяца зимнего туристического сезона в поездки по стране отправилось 15 млн человек. На прошедшем в марте совещании Президента с членами правительства отмечалось, что популярность обретают новые зимние экологические направления, которые ранее таким массовым спросом не пользовались (Алтай, Байкал, Русский Север и др).

Вот что думают по этому поводу эксперты из Карачаево-Черкесии.

Аслан ПСЕУНОВ, член Общественной палаты КЧР:

– Очевидно, что туризм сегодня является наиболее динамично развивающейся отраслью мировой экономики. Развитие туризма для России на данный момент является довольно эффективным способом разрешения некоторых политических и экономических проблем. Северный Кавказ является одним из самых перспективных в плане развития туристической сферы российских регионов.

В настоящее время развитие туризма на данной территории рассматривается в качестве приоритетного направления, что отражено в долгосрочных программах развития региона.

Действительно, внутренний туризм на фоне пандемии переживает подъем. Однако большой поток туристов в наши регионы обнажил давно существующие и очевидные проблемы отрасли.

По моему мнению, одна из главных проблем, сдерживающих развитие туризма в регионах, – это кадры, и как следствие – низкий уровень сервиса.

Нынешние горнолыжные курорты в России можно перечислить по пальцам, и в условиях фактического отсутствия конкуренции некоторые работники туриндустрии начинают чувствовать себя вольготно, зная, что туристу «все равно некуда деваться», и он вернется в это место в следующем сезоне.

В любой стране с большим потоком туристов и развитой сферой услуг люди любезны с приезжими еще и потому, что осознают, что те являются стабильным источником дохода. За счет профессионализма персонала туристы чувствуют себя комфортно в любом регионе. Таким образом, когда в России появится конкуренция как между курортами, так и в плане квалифицированных кадров, проблема будет решена.

Мадина БАТЧАЕВА, главный редактор первого круглосуточного телеканала Карачаево-Черкесии «Архыз 24», член Общественной палаты КЧР:

– Домбай и Архыз – это уже бренд в сфере туризма и в представлении не нуждаются. В последние годы Карачаево-Черкесия, по данным разных рейтинговых агентств, стабильно лидирует в ТОПе самых привлекательных российских регионов для внутреннего туризма. Свою добрую славу эти курорты заработали много десятков лет назад,  а сейчас эти природные жемчужины получили и продолжают получать достойное современное инфраструктурное развитие. Это, разумеется, сказывается на повышении интереса к ним со стороны туристов. Их за прошлый год посетило КЧР более 1,5 млн человек. Это даже больше, чем в 2019 году. При этом нужно учитывать, что из-за режима пандемии фактически весь второй квартал 2020 года курорты КЧР были закрыты для посещения. И многие эксперты в связи с этим прогнозировали большой кризис в этой сфере. Однако этого не произошло по ряду причин. Во-первых, в стране и регионе пандемия прошла относительно спокойно, с меньшим ущербом,  что дало возможность уже летом 2020 года снять часть ограничительных мер,  в частности в отношении работы курортов. Однако противоэпидемиологические меры и масочный режим обязаны были соблюдать все субъекты бизнеса. Во-вторых, внешние границы России были вынужденно закрыты для выездного туризма. Это привело к повышению интереса населения к объектам внутреннего туризма. Но, даже если не учитывать этот фактор, многие принципиально выбирают именно курорты Карачаево-Черкесии. С трудом можно поверить, что,  к примеру, олимпийская чемпионка и депутат ГД С. Журова уже много лет новогодние каникулы проводит в Архызе только потому, что у нее нет других возможностей для отдыха. Конечно, нет. Это осознанный выбор. В-третьих, немаловажную роль в выборе россиянами местных курортов сыграла и ценовая политика – рост цен на турпутевки за границу  очевиден невооруженным глазом. Что касается цен на внутреннем туристическом рынке, они все-таки остались практически на прежнем уровне. В-четвертых, для сотен тысяч россиян курорты КЧР стали излюбленным местом для семейного отдыха. Особый бум традиционно наблюдался в начале горнолыжного сезона – 2020-2021. По данным только одного ВТРК «Архыз», этот курорт за зимние три месяца посетило на 54% больше приезжих, нежели в предыдущий год, что составило порядка 500 тысяч туристов, а продано около 420 тысяч ски-пассов. Десятки современных безопасных трасс для лыжников разного уровня подготовки, количество которых растет ежегодно, комфортное размещение, доступные цены, местный этнический колорит – все это сыграло свою роль в выборе в пользу курортов КЧР.

Сейчас в регионе ставку делают и на развитие летнего туризма, который все еще несколько уступает зимнему по популярности. Но эта разница с каждым годом все меньше. Для этого в республике открываются новые туристические маршруты, проводится работа с резидентами по расширению спектра услуг, привлекаются инвесторы. Одно из недавних – Минтуризма КЧР заключил соглашение со Сбербанком о предоставлении льготных (3-5% годовых) кредитов на строительство гостиниц,  отелей и других объектов туристической инфраструктуры. Также в КЧР внедряется система «Единый билет». Минпромторг КЧР и «Единая транспортная дирекция» федерального Минтранса подписали соглашение, которое позволит туристам заблаговременно приобретать один проездной документ на весь маршрут путешествия по Карачаево-Черкесии. Благодаря этому ощутимо вырастет уровень сервиса, а перевозчики всех уровней смогут уверенно прогнозировать объем. Сейчас можно оформить единый билет на пассажирские перевозки от аэропорта Минеральные Воды до поселка Домбай. В скором времени этот маршрут распространится и на Архыз. Свой вклад в развитие внутреннего туризма внесла также и федеральная программа туристического кеш-бека. Максимальный возврат составлял 20% от стоимости тура.

Развитие туризма напрямую связано с социально-экономическим развитием региона. По своему значению туризм занимает примерно третье место в этой иерархии, после сельского хозяйства и промышленности. В туриндустрии заняты десятки тысяч жителей КЧР, что обеспечивает им стабильный доход, создаются десятки новых объектов налогообложения, а, следовательно, бюджет региона пополняется.

Станислав КУЛОВ, адвокат, директор Института верховенства права:

Карачаево-Черкесская Республика по праву является одним из самых живописнейших уголков нашей страны. Туристический потенциал региона огромен и в последние годы получает деятельное внимание со стороны государственной власти. Хорошим примером грамотного подхода в развитии рекреационного потенциала является всесезонный курорт Архыз. Благодаря единому, системному и стратегическому инфраструктурному развитию курорт из года в год увеличивает показатели по количеству посетивших нашу республику гостей. Об этом говорят и статистические показатели: курорты Карачаево-Черкесии за зимний туристический сезон приняли более 750 тыс. туристов. Архыз посетили около 400 тыс. человек, а курорт Домбай – порядка 350 тыс. туристов. Суммарный показатель за три зимних месяца превысил на 20% показатели за прошлый зимний сезон.

Безусловно, всегда остается поле для роста, и здесь, в первую очередь, стоит отметить необходимость повышения уровня сервиса и создания еще более комфортных условий для пребывания туристов непосредственно в местах отдыха. Создание централизованных сервисных центров по оказанию различного рода услуг, будь то пешие горные прогулки или рафтинг, с наличием достаточного количества визуальной информации и грамотными гидами, позволит повысить уровень доверия со стороны гостей ко всей туристической экосистеме региона.

Евгений КРАТОВ
Поделиться
в соцсетях
аналитика Архыз Аслан Псеунов Взгляд на проблему внутренний туризм горнолыжные курорты горнолыжный сезон зимний сезон курорты КЧР Мадина Батчаева Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР мнение Мнение эксперта пандемия Росстат Станислав Кулов статистика статистическое наблюдение строительство туристической инфраструктуры сфера услуг турбизнес туризм туриндустрия туристическая отрасль туристический кешбэк