День республики № 52 от 13.04.2021

«Доброта – в каждой его строчке…»

14 апреля в 13:07
8 просмотров

Творчество народного поэта КЧР, члена Союза писателей и Союза журналистов России Азрета Акбаева, которому сегодня исполнилось бы 80 лет, знакомо читателям поэзии не только в Карачаево-Черкесии, но и далеко за ее пределами. Его стихи о Родине, «без которой человек словно орел без крыльев, а вечер без лазоревого заката», о людях, о природе родного края – негромкие и сдержанные, скромные и откровенные, напрочь лишенные декламационного пафоса и позы – высоко ценили такие мастера слова, как Халимат Байрамукова, Роберт Рождественский, Михаил Долинский, Римма Казакова, Геннадий Фатеев, Осман Хубиев и многие другие.

Азрет Акбаев родился в ауле Верхняя Теберда в 1941 году в семье потомственного животновода. Когда началась Великая Отечественная война, отец Азрета Алий ушел на фронт в первые же дни. Жена осталась на хозяйстве одна с шестью детьми на руках. Горевать, заламывать руки Сандже Якубовне было некогда, надо было поднимать детей. И потому «не чуяло сердце железной беды, гремящей на дальнем степном перегоне, где травы шумели, плясали мосты и горестно плакали умные кони». А она не заставила себя долго ждать. В ноябре 1943 года весь карачаевский народ по клеветническому обвинению в бандитизме и в пособничестве немецким оккупационным властям будет депортирован в Среднюю Азию, и именно в этот день геройски погибнет, защищая Отчизну, Алий Акбаев. О подвиге, последних днях жизни отца Азрет узнает спустя полвека, будучи депутатом Государственной Думы первого созыва…

– Я глубоко убежден, что мы не сможем никогда в полной мере отразить то чудовищное время, если не будем рассказывать постоянно о трагической судьбе всех депортированных народов, о том, как пытались выжить люди, обменивая на хлеб и другие продукты семейные и фамильные ценности, а иногда отдавали все, чтобы предать земле дорогого человека, – говорил Азрет Алиевич.

Несмотря на то, что на депортацию пришлось детство и подростковый возраст поэта, предметом его внимания становились многие серьезные вещи, которые, в свою очередь, спустя время станут предметом его поэзии.

Через 14 лет уже 15-летним юношей Акбаев едет на свою малую родину, которую он не мог ни знать, ни помнить, более того, едет с опаской, боясь, что идеальный образ родины рассыплется в прах от соприкосновения с реальностью, но это будет его самое сильное, ни с чем не сравнимое душевное потрясение: «Край мой родной – Тебердинские дали. Тропы, взлетевшие под небеса, где бы я ни был: «Вернись!» – меня звали неодолимой любви голоса».

После окончания областной национальной школы-интерната Азрет поступил на филологический факультет КЧГПИ, где началась зрелая, исполненная энергии, задора жизнь, и он знакомится со многими будущими известными поэтами и писателями КЧР – Муссой Батчаевым, Ахматом Кубановым и другими. Шумная, дружная группка молодых поэтов жила весело, увлеченно, посвящая друг другу только что написанные строки и одновременно проявляя существенные черты дарования. Известная карачаевская писательница Халимат Байрамукова, с которой он знакомится в студенческие годы, прочит начинающему поэту большое будущее, но, как водится, человек предполагает, а судьба располагает. Акбаев начинает работать редактором карачаевского объединенного радиовещания, естественно, много пишет, но тут новый поворот, а новизна, как вы знаете, имеет обыкновение появляться с той стороны, откуда ее не ждали. Чтобы читателю было понятней, приведу строки из служебного досье поэта: «Второй, затем первый секретарь Урупского райкома ВЛКСМ (1965-70), зав. кабинетом политпросвещения, инструктор Прикубанского райкома КПСС (1970-71), председатель профкома, преподаватель, и. о. замполита Черкесского профтехучилища (1971-74), редактор Карачаево-Черкесского облито (1971-74), редактор молодежного вещания Карачаево-Черкесского телерадиокомитета (1976-80), зав. кабинетом советской работы, инструктор орготдела Карачаево-Черкесского облисполкома (1980), заместитель председателя Карачаево-Черкесского правления Российского международного фонда культуры с 1988 года…» Это ли прямо не драматическое расхождение с творчеством? Согласитесь, от такой работы самый горячий энтузиаст способен прийти в уныние, но нет, Акбаев не только справляется, он придает значимость любому делу, которым занимается. И при этом из-под пера Азрета Алиевича выходят удивительные вещи. Комсомольско-партийная работа, как ни странно, подстегнула его еще активней заниматься литературным творчеством, которое плавно перетекает в песенное. Да-да, его поэзия настолько заворожила своей мелодией, трогала драматизмом и глубиной чувств композиторов как профессиональных, так и самоучек, что на его стихи было написано более ста песен, которые стали близки не только землякам, но и слушателям всей страны. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, Азрет Акбаев был крайне отзывчив на все, что происходило в республике, стране и в мире. Вот что, к примеру, говорил о нем академик, гордость интеллектуального мира России Дмитрий Лихачев, с которым Акбаев не раз встречался: «Азрет Алиевич – горячий сторонник дружбы между народами и их культурами, он подлинный интернационалист, стоящий не просто на гражданских позициях, а на позициях «гражданина мира» в лучшем смысле этого слова».

А время идет, и способ поэтического выражения меняется от книги к книге – не меняется лишь мудрость разума и страстность сердца. «Расстрелянные зори», «Элия», «Родник», «С Россией говорю», «Тепло сердца», «Свет доброты»… Вот что пишет в предисловии к сборнику «Элия» Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Расул Гамзатов: «Дыханье времени, открытие мира, отражение действительности, сопричастность к людской боли, умение сопереживать, любовь ко всему истинному, прекрасному – плоть творчества Акбаева…» «Все его творчество – тема любви к Родине, тема братства наших людей, какой бы национальности они не были», – скажет, рецензируя первый сборник стихов Акбаева «С Россией говорю», поэт-переводчик, лауреат Государственной премии СССР Яков Козловский.

Самым поворотным моментом в жизни Акбаева стал 1993 год, когда он победил на выборах депутатов в Государственную Думу первого созыва и стал первым от Карачаево-Черкесии депутатом нижней палаты Парламента РФ. С первого дня Акбаев активно выступает на пленарных заседаниях с инициативой по разработке и принятию ряда важнейших федеральных законов. Перечислить все при всем желании не с руки. Приведу лишь некоторые. Это «О защите русского языка», «О сохранении и развитии родных языков малых народов», «Об основах правового статуса коренных малочисленных народов России», «О реабилитации жертв политических репрессий» и многие другие. Акбаев не сидел чинно в высоких кабинетах, можно сказать, ни единого дня, если знать, сколько раз он побывал в Ингушетии с целью урегулирования осетино-ингушского конфликта, сколько визитов с коллегами он нанес в Чечню, дабы предотвратить эскалацию напряженности, то и дело грозящую перерасти в военный конфликт… Азрет Акбаев являлся также руководителем российской парламентской группы по связям с парламентами Казахстана и Кыргызстана и членом международной парламентской ассамблеи Черноморского экономического совета. В составе официальных парламентских делегаций посетил США, Турцию, Израиль, Египет, Тунис, Ливию, Сирию, Кувейт, принимая участие в ответственных переговорах с представителями органов законодательной власти этих стран.

Где брал время для творчества? Ведь вышло 12 прекрасных сборников стихов, бесчисленное множество стихотворных подборок в центральных журналах. Плюс к этому учеба в Российской академии государственной службы, там же учеба в аспирантуре с последующей блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Еще он вместе с супругой, народной поэтессой Фатимой Байрамуковой, трудился над составлением и изданием уникальной (!) антологии карачаевской поэзии, в которую вошли произведения 82 поэтов, начиная с конца 17 века до наших дней… А еще помощь по мере возможностей землякам, попавшим в затруднительное положение – материальная, моральная, юридическая. Не зря же сказал Иосиф Кобзон на одном из заседаний в Думе: «Доброта – в характере Акбаева, доброта – в каждой его строчке». Сам же Азрет Алиевич, когда коллеги ему говорили: «Не пора ли сбавить темп, все же не юнец, да и полмира уже, почитай, объездил, причем, далеко не райские его уголки», отвечал: «Читайте почаще Симонова. Он говорил: «Реже рискуешь – меньше видишь, хуже пишешь».

Тот же Симонов, кстати, говорил: «Если о времени, когда ты не печатался или только начинал печататься, можешь рассказать только ты сам, то обо всем последующем в жизни писателя говорят главным образом его книги». Они и свидетельствуют, что поэзии Акбаева можно верить на слово. Как верили ему самому при жизни…

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Азрет Акбаев биография люди народный поэт память поэзия поэт судьба человека творческая деятельность Творческие люди трудовая деятельность