День республики № 52 от 13.04.2021

Награда Нахо Кештовой

14 апреля в 15:29
13 просмотров

Просматривая пожелтевшие старые подшивки газеты «Красная Черкесия», на первой странице новогоднего номера за 1937 год я увидел фотографию женщины с орденом на груди. Там была короткая подпись: «Первая орденоноска Черкесской области Нахо Кештова».

Вот так находка! Я ведь знал эту скромную, трудолюбивую женщину, поскольку мы – из одного аула – Ново-Хумаринского и жили рядом.

Интересна судьба Нахо. До революции она жила в ауле Хахандуковском (Али-Бердуковский). Вышла замуж, родила четверых детей. Ей было всего двадцать четыре года, когда она овдовела.

В это время, в 1926 году, по инициативе председателя земельного комитета Асланбека Калмыкова облисполком принял решение о переселении людей из густонаселенных аулов на свободные земли бывшего помещика Мамонтова. И вскоре образовались новые аулы: Ново-Хумаринский, Адыге-Хабль, Баралки, Тапанта, Абаза-Хабль и другие.

Аул Ново-Хумаринский организовали выходцы из Хумары Карачаевского района Дышековы, Астежевы, Дугужевы, Ешеровы и т. д. Вскоре к ним присоединились выходцы из аула Хахандуковского – Хакировы, Дауровы, Шоровы и т. д. Когда Нахо узнала, что брат мужа тоже собирается переселяться из Хахандуковского, решилась на переезд и она.

Те переселенцы из Хумары, которые уже обосновались на новом месте, помогали алибердуковцам обжиться: вместе строили дома и хозпостройки. И выходцы из двух аулов быстро подружились и стали совместно обрабатывать землю. Тогда же был создан сельскохозяйственный кооператив «ТОЗ» (товарищество по обработке земли). Его руководителем односельчане выбрали Алия Дугужева из Хумары. Постепенно начали осваивать целину, разводить овец, создали молочную ферму. И первой дояркой на ферме стала Нахо.

А затем был организован колхоз «Шелтауч», председателем которого был избран Ногай Дышеков. И хотя у Ногая Якубовича было всего четыре класса образования, он оказался инициативным толковым руководителем. Прежде всего он заменил на ферме малопродуктивных коров местной породы на высокопродуктивных швицкой породы, и колхоз стал получать высокие надои молока. Также он приобрел доильные агрегаты, о которых в то время мало кто знал. Нахо Кештова быстро освоила доильный аппарат, кроме того, она хорошо ухаживала за первотелками. И в итоге очень скоро по надоям она перешагнула трехтысячный рубеж. Это был рекорд не только для Черкесской области, но и для всего Северного Кавказа, поскольку коровы местной породы, как бы их ни кормили, давали не более полутора тысячи литров.

Так Нахо стала знатной дояркой и ее первой в Черкесской области наградили орденом «Знак Почета». Эту награду Нахо вручил лично «всесоюзный староста» Михаил Калинин.

Это было большим событием в жизни не только Кештовой, но и всей области. Вот почему к Нахо стали приходить, приезжать люди из разных уголков ЧАО. Каждый хотел посмотреть на заслуженную доярку и ее орден, поговорить с ней о ее достижениях. Просили рассказать о Калинине, о Москве, о ВДНХ… Вскоре посетителей стало так много, что они стали мешать работе Нахо. И тогда Ногай Якубович нашел выход из положения. Он из средств колхоза выделил деньги на красивое платье Нахо, ей купили большой платок с бахромой, обувь, а еще… выделили служебную линейку для того, чтобы она ездила по селам и рассказывала обо всем, что видела в Москве, а также делилась своим опытом работы.

Стоит отметить, что не только по надоям молока, но и по всем другим показателям колхоз, который в 1936 году был переименован в «Комсомол», стал одним из лучших в области. Его успехи не раз демонстрировались на ВДНХ. Здесь, к примеру, первыми в ЧАО стали применять электрострижку овец, заложили большой абрикосовый сад, обзавелись большой пасекой. В ауле построили клуб, открыли детский сад, школу, библиотеку, провели радио. Колхозники стали получать на трудодни не только зерно, но и мед, овощи, масло, сыр и другие продукты…

Но вернемся к Нахо. Эта замечательная женщина была не только великой труженицей, но и прекрасной матерью. Овдовев, она вышла замуж во второй раз и родила еще четверых детей. Всех своих детей она вырастила достойными людьми и считала себя счастливым человеком, потому что все трое ее сыновей вернулись с войны живые. И как с ней было не согласиться, ведь из нашего маленького аула на фронт ушел 61 человек, и 34 из них отдали жизнь за Победу. Так, у Тамбия Дугужева из пятерых сыновей с фронта не вернулись трое, Курманали Ешеров на войне потерял всех троих сыновей, у Шабата Хубиева погибли трое сыновей…

Да, Нахо оказалась счастливой. Только об одном жалела после войны эта удивительная женщина. Когда в аул пришли немцы, она, переживая за свою семью, не знала, куда спрятать такой дорогой для нее орден. И никому ничего не сказав, Нахо бросила его в речку. Когда немцев прогнали с нашей земли в 1943 году, Нахо собрала нас, местных ребятишек, которые купались в речке, и попросила поискать орден. Но как мы ни старались, найти дорогую награду Нахо так и не смогли.

Тем не менее имя знатной доярки Нахо Кештовой навсегда осталось в истории Черкесской области. И ее дети, внуки и правнуки гордятся ею, ведь она своим трудом прославила не только себя, свой род, но и свой народ, свою родину.

Д. ДАУРОВ
Поделиться
в соцсетях
100-летие образования КЧР биография воспоминания люди Нахо Кештова память судьба человека