День республики № 56 от 20.04.2021

О правах и правилах

21 апреля в 14:37
1 просмотр

Уже не раз мы писали о правах покупателя в торговых точках, и надеемся, что комментарии наших экспертов вам в чем-то уже помогли. Но, увы, очередные жалобы наших читателей продолжают пополнять список нарушений, которыми грешат наши магазины и наши продавцы. Несколько вопросов в связи с этим мы задали юристу Азамату УЖАХОВУ:

– Можно что-то съесть или выпить до оплаты на кассе?

– Можно, при условии, что вы намерены это оплатить! Но есть один нюанс – товар считается вашей собственностью после его передачи вам продавцом, то есть после оплаты. На практике охрана магазина не реагирует на подобные «вольности», если покупатель сохраняет упаковку товара и предъявляет ее на кассе. А вот если этого не сделать и «забыть» упаковку в торговом зале, то, выходит, что вы уже нарушаете закон! За это предусмотрена ответственность по ст. 7.27 КоАП РФ – мелкое хищение, и вплоть до ст. 158 УК РФ – кража.

– Может ли покупатель потребовать показать документы, подтверждающие безопасность и качество продуктов?

– Продавать товары в России можно только при наличии информации об обязательном подтверждении соответствия (в том случае, если для категории товаров установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для здоровья, жизни потребителя, окружающей среды).

Покупатель может потребовать у продавца предъявить товарно-сопроводительную документацию на товар, в которой, в числе прочего, подтверждается соответствие. Обратите внимание, что законодательные нормы не обязывают продавцов иметь сами сертификаты и декларации, но данные о них можно самостоятельно проверить по единым реестрам в интернете.

– Как вернуть деньги за товар, который не покупали?

– Это частая ситуация в супермаркетах и сетевых магазинах. Когда покупок много, а итоговая сумма большая, мало кто проверяет список пробитых товаров. А в чеки нередко закрадываются ошибки. Например, там может появиться лишний товар или количество однотипных товаров становится больше. Подобные «ошибки» классифицируются как обман покупателя. Продавцу за это грозит штраф, а потребитель имеет право вернуть деньги, потраченные на неполученный товар. Сначала желательно попытаться урегулировать проблему мирным путем (обратиться в магазин, показать чек, попросить сверить список товаров с данными камер, привести показания свидетелей), а если не получится – писать жалобу администрации магазина или обращаться в Роспотребнадзор.

– Кому и куда пожаловаться на нарушение прав в супермаркете?

– Если вы заметили нарушение в супермаркете, можете пожаловаться, позвонив на горячую линию по телефону или онлайн. Специфика этой новой системы в том, что в крупных торговых сетях сформированы подразделения по работе с обращениями от покупателей, они не имеют связи с конкретным магазином сети, и их задача – не «покрывать» коллег, а разобраться в проблеме, чтобы сохранить лояльность покупателя. Если таким образом разобраться не получилось, вы всегда можете написать претензию в адрес магазина. Подготовьте ее в двух экземплярах (один останется у вас, и на нем должны поставить подпись и печать).

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Азамат Ужахов защита прав потребителей нарушение прав права покупателя советы торговые центры юрист