День республики № 60 от 27.04.2021

Обратная сторона земли

28 апреля в 10:34
37 просмотров
Монумент отцам-пилигримам. Фигура «Свободы» на переднем плане - в шлеме и с мечом в руках
Монумент отцам-пилигримам. Фигура «Свободы» на переднем плане – в шлеме и с мечом в руках

Начало здесь.

Плимут Плантейшн – начало экспансии

Ныне и Плимут-Рок, и копия корабля «Мэйфлауэр» входят в состав Плимутского мемориального парка. Неподалеку от них расположены ещё два весьма впечатляющих объекта – монумент Отцам-Пилигримам, основателям колонии, и копия той самой первой деревни, которую обустроили первые переселенцы – «Плимут Плантейшн». В соответствии с общепринятой в американской истории версией, их корабль должен был причалить в Вирджинии, в устье реки Гудзон, но по какой-то причине сбился с курса и достиг берега примерно в 200 милях севернее – у мыса Код*. Измученные штормами пассажиры не могли более продолжать путешествие и решили высадиться здесь, в Новой Англии. Правда, есть версия, которая утверждает, что это решение было намеренным, поскольку Вирджиния контролировалась Английским правительством, а пилигримы не хотели вновь попасть под его власть.

Рассматривая с корабля незнакомый берег, они увидели живописный холм, окружённый деревьями. По его склону  струился  ручей, вокруг простирались луга, там же виднелись какие-то строения. Переселенцы решили, что лучшего места им не найти, и 22 ноября 1620 г. высадка состоялась. Теперь эта дата отмечается в Америке как национальный праздник или «День отцов-пилигримов».

Высадившись на американский берег, пилигримы оказались перед полной неизвестностью о будущем. Приведу несколько строк из американского школьного курса по истории: «Впереди была зима, её дыхание уже ощущалось ночными заморозками. Жилья не было, равно как и продуктов, одежда была изношена. Половина переселенцев были беспомощными детьми и женщинами, неспособными выполнять тяжёлую работу. Мужчины же умели лишь молиться, следить за исполнением религиозных запретов и… все! Неудивительно, что первую зиму не пережили многие пилигримы – 46 из них умерли от голода и болезней.

Так выглядела деревня пилигримов в 1620 году
Так выглядела деревня пилигримов в 1620 году

Спасло новосёлов то, что они обнаружили заброшенную деревню, в которой было найдено небольшое количество зерна. Там и поселились. Их вовремя выручили индейцы – дружелюбные, доверчивые и любознательные, они сами пришли к «бледнолицым», а потом решили помочь им выжить. Истории известны имена этих спасителей: Сканто и Хобомок. Они стали переводчиками, учителями и первыми дипломатами. Именно они помогли заключить мирный договор между колонистами и соседним племенем вампонаги». 

Именно индейцы этого племени передали им навыки рыболовства и охоты, научили выделывать шкуры, выращивать маис (кукурузу), тыквы и добывать кленовый сахар. Они научили их разводить индейских кур-индюшек. А еще – собирать клюкву, спасавшую поселенцев от цинги, которая за зиму забрала жизней больше, чем все остальные  болезни. Плантациями клюквы и сейчас славятся эти места. Через год, т.е. к осени 1621 г., когда созрел первый урожай, на общем совете колонии было решено устроить празднество и пригласить на него друзей-индейцев. Пилигримы сидели за одним столом с 90 индейцами, с их вождём и отмечали общий праздник. Они благодарили судьбу и за встречу новых друзей, и за удачно выбранную бухту, и за спасение жизней, за принявшую всех новую родину и за счастье жить на плодородной и гостеприимной земле.

Вождя племени звали Массасоуит, и в его честь и был назван штат Массачусетс, тот, в котором расположен Плимут.

В честь этого события в США и других англосаксонских странах отмечается День Благодарения. Официальным государственным праздником он стал в 1777 г., а через несколько лет первый американский президент Дж. Вашингтон определил и единую дату  для его празднования – 26 ноября. В благодарность за участие в спасении первопоселенцев Президент США производит в этот день «акт помилования» одной из индюшек, предназначенных к зажарке для праздничного стола – ей «дарят» жизнь.

«Жёны переселенцев»
«Жёны переселенцев»

В память о первопоселенцах в 1947 году стараниями некоммерческой организации «Плимутская плантация» (Plymouth Plantation) неподалеку от Плимута была построена точная копия первого поселения пилигримов. Здесь созданы копии их домов, воспроизведены элементы их быта, территория, огороды и хозяйственные постройки. Причём всё это не пустует! Многочисленные энтузиасты – актёры, студенты, просто жители Плимута и его окрестностей в своё свободное время (за небольшую плату) играют роли переселенцев. Они приезжают в музейное «поселение», подобно пилигримам  облачаются в одежды XVII века и занимаются хозяйственными делами той эпохи – плотничают, шьют одежду, работают в огородах, ухаживают за домашними животными. При этом всё делается так же, как и у первопоселенцев, причём такими же инструментами и теми же способами. За работой «пилигримов» можно понаблюдать, а многие из их изделий можно и купить в качестве сувениров. Некоторые «пилигримы» рассказывают о путешествии на корабле через океан, другие – о том, почему они уехали из Англии и как их преследовали король Яков и англиканская церковь…

При желании с каждым из них можно поговорить и задать вопросы, на которые они охотно отвечают, а иногда сами о чём-нибудь спрашивают. Подходим к пожилому человеку в сутане и широкополой чёрной шляпе:

– Кто вы?

– Я Уильям Брюстер, старейшина и пастор этой колонии. А вы откуда?      

– Мы с Кавказа!

– Не знаю… Где это, далеко?

«Индейская кухня» и её гости
«Индейская кухня» и её гости

Узнав, что это в 8 тысячах миль от Плимута, «Брюстер» изображает удивление и неверие… Учитывая, что в современных США географию знают плохо, вполне возможно, что изображающий его актёр, и правда, этого не знает.

В музее под открытым небом можно ходить часами, и на глаза постоянно попадается что-то интересное. Вот на скамейке сидят две женщины, играющие роли жён переселенцев, у них в руках какое-то шитьё, рядом – коробка с сувенирами, А здесь загон, в котором  гуляют их козы…

С поселением пилигримов граничит копия индейской деревушки, в которой «индейцы» – также самодеятельные актёры и актрисы. Можно войти в индейскую лачугу, можно увидеть на берегу озера долблёные лодки, а можно попробовать индейскую еду, которую на ваших глазах готовит старая «индианка».

Право, каждый волен по-разному смотреть на деятельность этого мемориала. Но главное впечатление – это исключительно бережное, трепетное отношение американцев к собственной истории, стремление сохранить её во всех деталях и передать новым поколениям. И это воистину достойно всяческого уважения!

И ещё. Прибывшие на американский континент европейцы встретили настоящее благородство, гуманизм и дружественное отношение коренных жителей, это спасло переселенцев от гибели. И что же? Прошло не столь уж много времени, и они своих спасителей стали всеми способами уничтожать, загонять в резервации и лишили всяческих возможностей достойной жизни. Воистину – англосаксонская благодарность. Но становится понятно, почему фигура, символизирующая на монументе Отцам-Пилигримам «Свободу», изображена в воинском шлеме и при оружии.

*«Код» – треска (англ). Контуры мыса на карте напоминают рыбу с поднятым хвостом.

Продолжение...

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
Владимир Романенко воспоминания история мемориал Плимут-Рок Плимутский мемориальный парк Путевые заметки путешествия США