День республики № 68 от 13.05.2021

«Кривое зеркало» американской школы

18 мая в 14:38
11 просмотров

1/5

Закрыть

Продолжение. Начало ч 1, ч 2.

Значительная часть моего визита в США проходила в школах штата Массачусетс – в так называемых Хай Скул. Дословный перевод этого понятия на русский язык – «высокая школа» – не должен вводить в заблуждение уважаемого читателя. Это вовсе не учреждение высшего образования, а лишь последний этап среднего образования в США, длящийся с девятого по двенадцатый класс. Другими словами – старшая школа. Здесь ученики могут выбирать предметы достаточно свободно и для получения диплома должны выполнить лишь минимальные требования, которые устанавливает школьный совет. Вообще, структура образования США довольно сложна и запутана, здесь существуют школы разного уровня, программы определяются по-разному в каждом штате. Поэтому я не буду подробно освещать этот вопрос, а лишь поделюсь своими впечатлениями о посещении Плимут саус хай скул – Плимутской южной старшей школы.

Школа рассчитана примерно на 1,5 – 2 тыс. учащихся. Здание, где она находится, было, по-видимому, построено по специальному проекту, и не в самом городе, а в стороне от него, среди невысокого хвойного леса. Оснащённости этого учебного заведения можно только позавидовать! Поскольку моё посещение проходило в 1991 г., берусь смело утверждать, что тогда подобный проект вряд ли был реализован где-либо в нашей стране. Просторные классы и тематические лаборатории, большой спортивный комплекс, плавательный бассейн – всё это в той или иной мере есть теперь и во многих наших школах, особенно в больших городах. Но здесь, например, для занятий по астрономии был создан собственный планетарий, где не только проводятся занятия со школьниками, но устраиваются и популярны платные лекции для всех, кто интересуется наукой, а это, кстати, даёт школе некоторый дополнительный доход.

Для желающих изучать автодело существует специальный класс c обширным набором инструментов, макетами всех автоагрегатов «в разрезе», которые наглядно демонстрируют их работу. Оборудованы помещения для изучения фотосъёмки, видеостудия, а в просторном актовом зале регулярно идут репетиции школьного драматического коллектива.

Отдельно хотелось бы сказать о школьной столовой. В ней одновременно может обедать едва ли не половина всех учащихся. Состав блюд довольно разнообразен, но… вызывает сомнение его соответствие здоровому питанию. Конечно, в него входят излюбленные в этой стране всяческие «фастфуды» – бургеры, чипсы, нарезанные овощи, залитые молоком кукурузные хлопья, обилие напитков (кола, соки и пр.). Похоже, школьники весьма увлекаются кулинарной самодеятельностью – смешивают самые немыслимые «композиции» из овощей, консервов и поливают всё это несколькими соусами. Однажды мне предложили попробовать такое «блюдо». Впечатление сильное – захотелось крикнуть: «Дайте огнетушитель!» Так или иначе, но среди детей и подростков очень многие выглядят рыхло и имеют явные признаки ожирения. Лично я уже через неделю заскучал по нашему борщу…

Среди многих прочих помещений школы меня весьма заинтересовала библиотека. Она оказалась очень просторной и богатой как по количеству книг, так и по их тематике. В основном это были учебники и пособия по различным изучаемым в школе дисциплинам, хотя имелось и некоторое количество книг художественной литературы, в основном американской. Было интересно посмотреть содержание хотя бы некоторых, особенно по истории. И здесь я обнаружил то, что вызвало у меня крайнее удивление.

Во-первых, создалось впечатление, что для американцев вся мировая история – это в основном история США – от прибытия английских переселенцев до полёта на Луну, а всё остальное – её блеклый и второстепенный фон. Во-вторых, удивила интерпретация  многих событий и фактов.

Сняв с полки самый объёмный из учебников, я нашёл раздел о Второй мировой войне. Оказывается, главные события этого периода происходили на Тихом океане. Для американцев – вполне объяснимо, но для войны мирового масштаба всё же несколько однобоко. Далее – просто удивительно! Оказывается, в Европе боевые действия между Россией и Германией были не столь уж масштабными. Германия вторглась в Россию,  быстро разгромила её армию, уничтожила всю промышленность и заняла половину территории. Русские отбивались почти безуспешно и с огромными потерями, которые невозможно было восполнить. Но на помощь пришли США и смогли обеспечить Советы необходимым количеством танков, самолётов, снаряжения и продовольствия. В 1944 г. войска США и Англии высадились на северо-западе Германии, нацисты были быстро разгромлены и сразу же капитулировали. Пользуясь этим, русские стремительно заняли и оккупировали Восточную Европу… А о сражениях под Сталинградом, Курском и о битве за Берлин почти не упоминается (буквально три строчки). Вот такая, с позволения сказать, «история».

Ещё более удивительной оказалась трактовка развития космонавтики. Авторы этого раздела со всей серьёзностью доказывают, что она начиналась не с запуска советского «Спутника-1», а с орбитального полёта 20 февраля 1962 года Джона Глена (который был на самом деле даже не вторым, а третьим после Ю. Гагарина и Г. Титова)! Почему? Оказывается, все ракеты СССР были сделаны вовсе не советскими инженерами, а немецкими пленными специалистами (как будто ракету «Сатурн» для полётов на Луну создал не штурмбаннфюрер СС Браун, а кто-то другой; в истории и об этом – ни слова!). К тому же утверждается, что все запуски выполнялись русскими лишь для достижения престижа, поэтому их достижения можно не принимать во внимание, а истинная космонавтика вообще появилась только после полёта американцев на Луну и создания многоразовых «Шаттлов».

Спрашиваю постоянно сопровождавшего меня в течение визита Роберта Холмэна о причинах такого «преломления» фактов. «Не придавай этому значения, Владимир, просто у нас люди настроены патриотически. Для них Америка – главная страна в мире, самая сильная и самая правильная, во всём первая. И этот патриотизм постоянно поддерживается, а травмировать американцев негативными фактами прошлого никто не хочет».

Комментарии излишни – в очерке о пилигримах уже упоминалось, что переписывание истории – давняя американская традиция.

Добавлю, что библиотеку я посещал дважды, и каждый раз она была практически пуста. Из короткой беседы с библиотекарем узнал, что американские школьники вообще не любят читать, их всячески к чтению поощряют, но не очень успешно. Например, один из способов пропаганды чтения выглядит весьма изобретательно. Вдоль верхней кромки стен библиотеки, под потолком в виде фриза расположена лента из изображений… следов! Приглядевшись, я обнаружил, что внутри каждого из них обозначены название книги, её автор и фамилия ученика, который книгу прочитал. Прочитанная вне школьной программы книга рассматривается как значительный след в его жизни, почти подвиг, за который полагается награда, хотя бы в таком виде.

Со слов библиотекаря (напомню, что беседа состоялась в 1991 г.), интересы большинства старшеклассников связаны в основном с развлечениями, но не с учёбой. Ученик в американской школе имел право выбирать не только предметы, но и уровень изучения. Например, «проходить» математику только до уровня алгебры нашего 8-го класса. О нежелании молодых американцев учиться мне неоднократно говорили и учителя. Видимо, оснащение школ – на самом деле важный, но ещё не самый главный фактор качества образования.

В программу моего пребывания в Америке, как я уже упоминал, входили популярные лекции о 6-метровом телескопе Специальной астрофизической обсерватории Академии наук СССР. Они состоялись в течение месяца более чем в 20 старших школах всего штата, сопровождались демонстрацией слайдов и, судя по реакции слушателей, были для них интересны. Пришлось отвечать на множество вопросов, в том числе не касавшихся темы выступления. Но эти вопросы ярко показали разницу между нами в мировоззрении, воспитании, осведомлённости друг о друге. Меня поразил вопрос, заданный на самой первой лекции: «Сколько лет вы сидели в тюрьме?» Я даже не сразу понял, о чём речь. Оказывается, учитель по общественным наукам «сообщил» своим ученикам, что в СССР каждый гражданин обязан отсидеть не менее 5 лет. Переубедить оказалось крайне сложно, не уверен, что мне это удалось.

Но в основном вопросы были осмысленные и понятные: «Сколько у вас платят за учёбу?», «Есть ли у вас семья?», «Где вы любите отдыхать?», «Не хотите ли вы остаться в Америке?», «Играете ли вы в бейсбол?», «Кавказ – это Россия или Ближний Восток?».  Некоторые мои высказывания были для них неожиданными. А ответ на вопрос: «Какие американские компании строили ваш телескоп?» – их, кажется, расстроил. Я сказал, что телескоп был сконструирован и создан исключительно в СССР без помощи извне, и  почувствовал, что мне не верят. Один юноша поднялся и сердито возразил: «Нет, этого не может быть, всё самое большое в мире делают только в Штатах. Или только американцы!» Что ж, американское воспитание всё же даёт свои плоды.

По  последним сведениям, здание этой школы несколько лет назад было снесено и построено новое, более современное. Возможно, что-то изменилось в самом процессе образования.

Продолжение…

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
Владимир Романенко воспоминания общеобразовательные учреждения Путевые заметки путешествия США школа