День республики № 60 от 27.04.2021

Все получится!

28 апреля в 11:20
8 просмотров
Источник — Фото автора

Впервые этого молодого человека я встретила на мероприятии «Зажги синим», которое проводилось в коррекционной школе города Черкесска. Эдуард Кучеренко непринужденно и очень тепло вел это мероприятие. Но главное – как он общался с этими детишками, с рождения вынужденными бороться с тяжелой болезнью! Неподдельная забота и чуткость были в голосе Эдуарда. Он улавливал не только каждое движение зала, но и каждый взгляд ребенка.

Когда после мероприятия я подошла к Кучеренко, то увидела его взмокший лоб и голубые глаза, из которых выливалась безбрежная усталость. И стало вдруг понятно, как трудно работать с особенными детишками и чего стоит ему вести это мероприятие – одно из множества, проводимых в этой школе.

Естественно, захотелось познакомиться с ним поближе. И Эдуард, несмотря на огромную занятость – ежедневные занятия с 9 утра до 5 вечера, охотно пошел на контакт.

Итак, немного о моем герое Эдуарде Кучеренко. Родился он в Черкесске в обычной рабочей семье. Отец работает в сфере транспорта. Мама – в пекарне. Младший брат учится в 6 классе.

Сам Эдуард учился в третьей школе – именно там начался путь, который привел его к преподаванию и организации мероприятий.

– С седьмого класса я начал посещать театральный кружок. Участвовал в школьной самодеятельности, играл в юношеских спектаклях и утренниках для младшей школы. А где-то с девятого класса начал подрабатывать на утренниках уже вне школьных стен, – вспоминает Эдуард.

После 9 класса он неожиданно для самого себя поступил в педагогический колледж им. Умара Хабекова. Сразу же втянулся в кипучую жизнь колледжа: самодеятельность, студсовет, школа вожатых.

Подработки, однако, не бросал – на жизнь зарабатывал как мог, поэтому проводил детские дни рождения.

– Со второго курса подработка превратилась в стабильный заработок. В то время в нашем городе не было аниматорских агентств, и так сложилось, что я и один из моих лучших друзей (Русик, привет тебе, прикинь, я в газете!) познакомились с одним человеком, который открывал «ивент агентство», как их сейчас принято называть, – продолжает Эдуард. – И завертелось! Целых 13 лет я работал аниматором и ведущим. Вел все на свете: детские дни рождения, корпоративы, юбилеи, свадьбы. При этом какое-то время работал на педагогической ниве: в частных учреждениях дошкольного образования, центрах раннего развития, кружках арт-терапии для детей с ОВЗ… Но проведение праздников оставалось неизменным. Менялись места работы, иногда даже города, но основное занятие – дарить людям праздник – было постоянным.

Именно благодаря работе в сфере развлечений Эдуард познакомился с директором коррекционной школы г. Черкесска Ириной Борисовой. Дело в том, что после новогоднего сезона утренников Эдуард сотоварищи частенько устраивали на общественных началах для коррекционной школы финальный утренник «Прощание с Ёлкой».

– Когда твоя работа состоит в том, чтобы, несмотря ни на что, улыбаться, давать людям заряд позитива, держать нужный темп и атмосферу, начинаешь относиться к праздникам (к сожалению, даже к собственным) как к набору обязательных действий, – рассказывает Эдуард. – И после многодневного новогоднего марафона сделать приятное детям, которые в этом нуждаются гораздо больше остальных, – это помогает и нам не забывать о том, что такое настоящий праздник.

И всё бы шло, как обычно, не случись пандемия, которая ударила по всем. В том числе и по сфере, в которой работал Эдуард.

– Работы становилось все меньше. Приходилось перебиваться случайными заработками с продажи картин и оформления интерьеров (по дополнительной специальности я – педагог изобразительного искусства). Пока в один из дней обстоятельства не позволили мне сменить вид деятельности. И в начале марта этого года я стал учителем музыки и педагогом-организатором в коррекционной школе Черкесска, – рассказывает Эдуард.

Адаптировался молодой человек к новой и сложной работе сравнительно легко – пригодились и опыт работы на праздниках, и умение импровизировать, и педагогическое образование.

– Дети в нашей школе – особенные, и каждый – по-своему. Ведь каждый класс не просто группа детей, а уникальная среда, состоящая исключительно из частных случаев с индивидуальным подходом к каждому. Но когда видишь прогресс, пусть даже минимальный, сам радуешься как ребенок, – делится Эдуард Сергеевич.

Свои личные победы и удачи он всецело приписывает педколлективу школы.

– В нашей школе работают высококвалифицированные педагоги, причем не просто сильные профессионалы, но и неравнодушные люди. Ведь они каждый день не просто дают уроки, а стремятся к тому, чтобы помочь особенным детям адаптироваться в не самой дружелюбной к ним среде. У внешнего мира нет желания и времени на то, чтобы обратить внимание на особенных детей и их особенные трудности и переживания. Понимая, что может ждать этих детишек, равнодушным остаться просто не получается.

Что же касается маленьких хитростей, применяемых Эдуардом Сергеевичем в работе, – здесь никаких секретов нет.

– Нужно не просто учить, нужно учиться самому. Пытаться максимально аккуратно, бережно доносить материал с учетом различий учеников, особенностей восприятия, особенностей речевого развития, особенностей поведения и психики в общем и целом… И стараться идти в ногу со временем. Современный педагог не просто учит – он учится, он наблюдает, находит и подает актуальный материал доступным способом, – объясняет Кучеренко. – Я, например, веду музыку. А музыка как предмет нуждается в инновационных, нестандартных подходах к подаче материала – ведь большинство программ безнадежно устарели и не поспевают за стремительно меняющимися тенденциями, трендами. Речь не о том, чтобы превращать уроки музыки в TikTok- подборку. Ведь и знакомство с классикой может быть увлекательным. Взять те же экспериментальные проекты, которые своим звучанием способны заинтересовать современных детей. 

Но даже не знания и навыки – главное для особенных детей, уверен Эдуард Кучеренко. Главное – попытаться подарить им возможность адаптироваться среди обычных людей. Найти себя в мире… А это не так просто, как кажется.

– Спросите любого человека, нашел ли он себя в жизни. Большинство не даст вам однозначного ответа. И я не уверен, что смогу ответить на этот вопрос. Я знаю одно. У меня есть дело. И я буду вкладывать в это дело всю свою душу. Собственно, как и все педагоги нашей коррекционной школы. Ведь девиз нашей школы: «Все получится!»

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
коррекционная школа г. Черкесска люди Молодо не зелено судьба человека человек и его дело Черкесск Эдуард Кучеренко