День республики № 75 от 25.05.2021

Чтобы крыша не текла…

26 мая в 11:38
12 просмотров

С 2015 года жители Карачаево-Черкесии обязаны платить взносы за капитальный ремонт общего имущества в МКД. Многие уже живут под новой крышей, со свежим фасадом и обновленными коммуникациями. Где-то ремонт еще продолжается, а кто-то крайне возмущен долгим ожиданием своей очереди и винит в этом исключительно Фонд капитального ремонта. В своем интервью нашей газете региональный оператор капремонта в КЧР Артур КОЧКАРОВ ответил на злободневные вопросы граждан, поступившие в адрес редакции.

– Артур Азнаурович, как Фонд капремонта региона (ФКР) выполнил программу прошлого года, отягощенного ситуацией с пандемией коронавируса?

– С одной стороны – продуктивно, а с другой – обстоятельства, которые были спровоцированы пандемией, сказались и на работе фонда. Какое-то время мы не работали по основным видам деятельности, то есть не могли проводить некоторые виды работ, в частности – по инженерным системам не было допусков. Бригады тоже не избежали трудностей. Так, в одном из домов из-за вируса одна за другой сменились три строительные бригады. Но хоть ФКР и работал на «удаленке», мы в любое время были открыты для общения и решения возникающих у населения вопросов.

– Наверное, и без того проблемная собираемость упала за этот период совсем?

– Как ни странно, по сборам в 2020 году мы смогли удержать прежние темпы, даже собрали немного больше (103%). В первую очередь – благодаря населению, которое с пониманием отнеслось к ситуации, что платить все равно нужно и лучше делать это регулярно, хоть и понемногу, чем потом увязнуть в долгах…

– Вопрос, волнующий многих: как в республике выбираются дома для ремонта?

– Мы работаем по двум критериям – год постройки МКД и процент собираемости. Из двух домов с одинаковой собираемостью, но построенных в разное время, ремонтироваться в первую очередь будет тот, который старше. Есть специальная программа, которая автоматически выбирает нужные дома в соответствии с заданными параметрами.

– Можно ли как-то повлиять на уже определенные сроки ремонта?

– Если у дома за год вырос процент собираемости, то в следующем у него есть все шансы поменять срок ремонта своего МКД на более ранний. Поэтому жильцам выгодно быстрее накапливать средства и вкладывать их сразу в капитальный ремонт дома. «Провальные» дома с упавшим процентом собираемости, в свою очередь, рискуют спуститься на более поздние сроки капремонта.

– За время действия программы часто звучат возмущения: пока дом отремонтируют, я уже состарюсь или умру. ФКР имеет право что-то менять в процессе выбора МКД, подлежащих капитальному ремонту?

– Люди должны понять одну вещь – программа рассчитана на 30 лет, в котел собираются деньги, и дома ремонтируются постепенно. На начальном уровне списки необходимых к ремонту домов готовят муниципальные образования городов и районов, передают их в Минстрой, и уже министерство формирует единый список по региону и передает его для вынесения постановления в Правительство КЧР. Там, в свою очередь, готовят поручение ФКР, который именно тогда и узнает, какими домами и где ему придется заниматься. Сами мы не можем вносить изменения в программу.

– А если жильцы дома с прохудившейся крышей не хотят долго ждать, а желают новую крышу сегодня?

– А ждать и не надо. Если ваши деньги у нас в котле, вы открываете специальный счет, забираете их и ремонтируете свой дом как хотите. Государство вам это разрешает. Другое дело – цена этого вопроса. Ежегодно в среднем с дома собирается 100-150 тысяч рублей, а на крышу надо 5 млн руб., а это значит, что с каждой квартиры потребуется не менее полутора сотен тысяч рублей. Кто на это пойдет? У нас уже были случаи, когда люди забирали свои деньги, но потом снова вернулись.

– Еще один острый вопрос: почему необоснованно сдвигают сроки ремонта сразу на несколько лет?

– Наш тариф на сегодня 5,8 рубля, и он не менялся с первого года существования программы. Между тем обновлять его необходимо ежегодно. Если вы посчитаете инфляцию за эти годы, то поймете, что услуги ЖКХ подорожали, стройматериалы тоже. Простой пример – если в 2017 году мы делали 100 домов, то в этом году запланировано всего лишь 45, с учетом того, что будем просить сделать их нам в долг. Почему? Если пилолес мы раньше покупали за 6 рублей кубометр, то сегодня он стоит уже 20 рублей. Кровельный лист стоил 350 рублей за квадратный метр, сегодня – 970 рублей. Цены выросли в 2 с лишним раза, и сейчас мы даже одну треть не покупаем того, что покупали в 2015 году. А по сборам – сумма одинаковая, с разницей в 2-3 миллиона. То есть объемы остаются, собранная сумма не увеличивается, но расходовать мы должны только то, что собрали. Поэтому автоматически, когда выбираются дома в программе, они выбираются на ту сумму, которую мы можем выполнить, а остальные по срокам двигаются на будущее. Если и дальше ничего не менять, то отремонтировать все запланированные программой дома мы просто не успеем.

При таком раскладе выходит, что хоть программа капремонта и рассчитана до 2044 года, делать его могут гораздо дольше? Чем можно переломить ситуацию?

– Чтобы решить эти вопросы, необходимо или сделать экономически обоснованный тариф, или растягивать программу. Например, на Ставрополье тариф 9 рублей, у домов с лифтами он вообще отдельный. Любая управляющая компания берет за 1 квадратный метр 11-15 рублей, а за дом с лифтами 17-22 рубля. А у нас тариф усредненный и неизменный все эти годы – 5 рублей 80 копеек. Отсюда и возникает несоответствие между желаемым и действительным. Ведь ни одна подрядная организация сегодня не готова ждать 5 лет, когда мы ей заплатим. Поэтому количество запланированных к ремонту домов будет и дальше уменьшаться. Скорректировать ситуацию можно, увеличив тариф как минимум в 2 раза. Но готово ли наше население принять это и платить?

– Можно ли отказаться от капремонта, если такое решение принято на общем собрании дома?

– Обязанность по уплате взносов на капремонт установлена федеральным законом для жителей всех многоквартирных домов по всей стране. До того, как были приняты нормативные акты, мы могли по желанию собственников собрать средства, провести ремонт. Программа и была разработана, чтобы упорядочить этот процесс, сделать его более прозрачным и включить все дома. Ответственность по уплате несут, кстати, не только жители квартир, но и собственники нежилых помещений.

– Есть ли какие-то источники помощи, если человек не имеет возможности платить за капитальный ремонт?

– Фонд не имеет права решать эти вопросы, списывать долги, но на государственном уровне льготы, конечно, имеются.

– Есть гарантии того, что людей не обманут, собрав с них деньги и не сделав капремонт?

– ФКР – некоммерческая структура, учрежденная Правительством КЧР, и за свою работу мы несем такую же ответственность, как и наши учредители. Кроме того, у фонда много проверяющих – это организации финансового надзора, прокуратура и так далее.

– Куда денутся остатки собранных денег, когда программа закончится?

– Думаю, программа в любом случае будет продлена. Ведь те дома, которые ремонтировали в начале ее действия, за 30 лет уже снова будут нуждаться в ремонте. А излишки останутся на счёте дома.

– Легко ли попасть на прием в ФКР?

– Наши двери открыты с 9 утра до 18 вечера, принимаем всех желающих и стараемся всем помочь.

– Что же, пока мы будем собирать новые вопросы, вам – успехов в работе и скорейшего завершения взятых на этот год обязательств!

– Спасибо!

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Артур Кочкаров ЖКХ интервью капитальный ремонт Капитальный ремонт многоквартирных домов капремонт КЧР МКД многоквартирный дом региональный оператор "Фонд капитального ремонта"