Об аренде земель
Аренда на сегодняшний день – один из самых распространенных способов владения земельными участками. Все тонкости сдачи земли в аренду прописаны в Земельном кодексе, но очень часто эта тема пересекается с антимонопольным законодательством. Подробней об этом рассказывает начальник отдела защиты конкуренции и контроля органов власти УФАС по КЧР Солтан КУМРАТОВ.
– Как давно пересматривался вопрос аренды земель в Земельном кодексе?
– В 2014 году в Земельный кодекс РФ были внесены изменения, согласно которым предусмотрено предоставление на торгах земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за исключением закрытого перечня случаев. Одновременно был введен и блок новых норм, регулирующих вопросы предоставления таких земельных участков.
– Каким образом вопросы земельной аренды попадают в сферу действия антимонопольного законодательства?
– В соответствии с Гражданским кодексом России торги – это особый способ заключения договора, когда он заключается с лицом, предложившим наиболее высокую цену или лучшие условия исполнения договора. Таким образом, процедура проведения торгов основана на состязательности хозяйствующих субъектов и кроме специальных отраслевых норм земельные правоотношения также попадают в сферу регулирования Федерального закона от № 135 «О защите конкуренции». Речь идет о необходимости соблюдения органами власти запрета на осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
– Из общего числа обращений в ваше управление много ли жалоб по нарушению прав при предоставлении в аренду земельных участков?
– Мы регулярно сталкиваемся с нарушениями прав хозяйствующих субъектов со стороны органов власти при выделении земельных участков. И надо сказать, что это приводит к исключительно негативным последствиям: земля распределяется с нарушением правил справедливой конкуренции, по избирательному принципу, либо вовсе остается без хозяина и простаивает, что исключает возможность ее эффективного использования.
– Наиболее часто встречающиеся нарушения в этой сфере, какие они?
– Чаще всего при выделении земельных участков в аренду органами власти создаются дискриминационные условия путем применения разных коэффициентов при расчете суммы аренды за один и тот же вид разрешенного использования земель. Также – установление разных сроков аренды одинаковых земельных участков, необоснованные отказы в предоставлении земельных участков и т. п. Допускаются нарушения и при проведении земельных аукционов. Здесь часто фигурируют необоснованное отклонение заявок, ограничение доступа к информации о существенных характеристиках предмета аукциона и ограничение доступа на само участие в открытом аукционе.
– Значит, если в подобных случаях чьи-то права были нарушены действиями органов власти, можно обратиться с заявлением в УФАС по КЧР?
– Да, конечно. Для этого нужно письменно или в электронном виде подать жалобу в антимонопольный орган в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Жалоба подписывается заявителем или его представителем. Если жалоба подается в электронной форме, должна быть электронная цифровая подпись.
– В каких случаях подобные обращения или жалобы рассматриваются антимонопольной службой?
– При рассмотрении антимонопольным органом заявлений о признаках нарушения антимонопольного законодательства разрешению подлежат вопросы равного доступа к использованию земли, реализации имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
– Есть ли ограничения в сроках для подачи жалобы в антимонопольный орган?
– Направление жалоб в антимонопольный орган, в соответствии со ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции» допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов. Если заключение договора не осуществлено по результатам таких торгов или в случае признания их несостоявшимися, обжалование действий допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов.
– Какова дальнейшая процедура в отношении принятой к рассмотрению жалобы?
– Если жалоба соответствует установленным требованиям, в течение трех рабочих дней сторонам направляется уведомление о ее поступлении, в котором также содержится требование о приостановлении торгов и (или) заключения договора аренды до рассмотрения жалобы по существу. Сама жалоба рассматривается в течение семи рабочих дней, за исключением тех случаев, когда возникает необходимость в сборе дополнительной информации и документов. Тогда срок рассмотрения жалобы может быть продлен еще на 7 рабочих дней. Если указанные в жалобе нарушения подтвердятся, аукцион может быть аннулирован либо в адрес организатора будет выдано предписание об устранении нарушения.
– Какие сроки предусмотрены для обжалования вынесенного решения?
– Решения (предписания) территориального органа, принятого в порядке статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», не подлежат пересмотру в досудебном порядке. Таким образом, в случае несогласия с ним ответчик вправе обратиться в суд.
– Что вы можете посоветовать участникам и организаторам аукционов по сдаче земель в аренду?
– Наверное, более внимательно относиться к требованиям законодательства, чтобы процедура организации или участия в торгах была удобным способом передачи земель в надежные руки, а не завершалась разбирательством в антимонопольной службе.
{{commentsCount}}
Комментариев нет