Обратная сторона земли
Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3.
Фотовыставка на берегу Атлантики
Надо признаться, что я не сразу понял, почему руководителя группы «Пипл ту Пипл» Рассела Блейка столь заинтересовали мои чёрно-белые выставочные фотоработы. В Соединённых Штатах уже давно был налажен выпуск высококачественных цветных фотоплёнок (цифровая техника в 1991 г. делала лишь первые робкие шаги). Японские автоматические фотоаппараты обеспечивали безошибочное определение параметров съёмки, что в совокупности позволяло получать изображения безукоризненной цветопередачи, и мне казалось, что монохромные фото на фоне всего этого будут выглядеть скучными и неинтересными.
Однако Блейк с этим категорически не согласился. «Сделать просто красивую картинку сейчас может любой, но главная роль в этом принадлежит не ему, а скорее – «Никону» и «Кодаку»*. Можно ни о чём не думая нажимать на спусковую кнопку фотокамеры, и что-то обязательно получится. Но чтобы снять нечто стоящее, надо думать над его содержанием. А в чёрно-белых снимках к тому же немалую роль играет светотеневой рисунок, и работать на таком уровне дано не каждому. Я вижу, что у вас получается, а здесь, в Массачусетсе, это ценят не меньше, чем работу с цветом»…
Так или иначе, 35 чёрно-белых фото заранее отправились по почте в Плимут, где были оформлены в рамки и подготовлены для экспозиции. А 20 апреля 1991 г., вечером, в студии на берегу Атлантического океана состоялось её открытие.
Скажу прямо, что перед визитом мне не раз приходилось слышать о некоторой скупости живущих в США. Однако, к моему удивлению, это оказалось совсем не так! Все расходы и все хлопоты по устройству экспозиции хозяева полностью взяли на себя, и подготовка выставки была выполнена очень серьёзно, с настоящим американским размахом. Выставочный зал безвозмездно предоставил хозяин студии «Голден Галл» («Золотая чайка») Дэвид Бакман. Для привлечения публики на выставку были заранее отпечатаны около 3 тыс. пригласительных листовок, которые активисты «Пипл» распространили как в Плимуте, так и в других городах, вплоть до столицы штата – г. Бостона. И, наконец, была оповещена пресса, в т. ч. известнейшая газета «Бостон Глоб», и мне довелось дать ей пространное интервью… Привожу лишь небольшой отрывок из этой публикации в переводе на русский. Она называлась «Камера, пленяющая Кавказом».
«В течение нескольких лет мне часто приходила мысль о том, что на самом деле мы живём в мире, который не знаем, – говорит В. Романенко. – Суета и напряжение повседневной жизни порождают спешку. В суете и поспешности у нас нет времени оглянуться вокруг или наклониться к цветку. В этой невосприимчивости к красоте – источник нашего невнимания и небрежности к нашей планете, планете, которая даёт нам жизнь. Мир природы складывался в течение миллионов лет, и я не вижу резкой разделительной черты между ним и человеком. Поэтому мы должны всячески оберегать природу, если хотим сохранить планету для наших детей». Дэвид Бакман, продюсер студии «Голден Галл», говоря о фотокартинах В. Романенко, отметил, что его творчество – это охват пространства от космических масштабов до мельчайших деталей. «У него прекрасный взгляд. Его способность строить композицию совершенна».
Конечно, столь высокие оценки, возможно, были порой завышены из-за желания принимающей стороны доставить гостю несколько приятных минут. Но я подумал вот о чём. Сколь скупы на похвалы, обильны на критику и часто малообоснованны бывают отзывы наших коллег-соотечественников, особенно в области художественного творчества! Отчего это? От нежелания признавать достижения других? А может, из зависти? В любом случае, стремление по-доброму оценить работу другого человека – это одна из сторон щедрости души, которая, по-видимому, свойственна и многим американцам.
Кстати, замечу, что я приехал в Штаты, разумеется, со своей фотокамерой. Это был «Зенит-19», самый совершенный на тот момент из выпускавшихся в СССР. Хозяину фотостудии она показалась громоздкой, тяжёлой, и он удивился, как с её помощью можно получать фото столь высокого качества. Я ответил ему, что на самом деле этот аппарат – не для профессионалов, он по уровню и стоимости скорее любительский, но у него превосходный объектив, что и определяет технический уровень снимков. Да и результаты художественной фотосъёмки зависят в большей степени от фотографа, чем от техники. С этим Д. Бакман охотно согласился.
Представление выставки было многолюдным и шумным, на нём присутствовало несколько сот человек, одни уходили, им на смену приходили другие. Постепенно пустел накрытый для фуршета большой стол, а через три часа всё закончилось. Гости разошлись, но представление выставки в США на этом не завершилось. Ей предстояло быть показанной 13-18 апреля в Смитсониановском астрофизическом центре Гарвардского университета. Затем, 20-31 мая, её планировалось показать в общественном центре г. Роденбуша, и, наконец, 6-27 июня в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Но, к сожалению, мне это увидеть не довелось – в конце апреля срок моей командировки заканчивался, и надо было возвращаться домой. Возвращаться с чувством благодарности.
*«Никон» и «Кодак» – известные производители фотокамер и фотоплёнки.
{{commentsCount}}
Комментариев нет