День республики № 84 от 10.06.2021

Рэп на уроке литературы

Как смелый эксперимент вышел за пределы школы

11 июня в 13:03
12 просмотров

Каждый год 6 июня отмечается день рождения русского поэта номер один Александра Сергеевича Пушкина. Не будет преувеличением сказать, что отмечается не одной Россией, а половиной мира уж точно. Традиционно в этот же день празднуют День русского языка. А как обучают сегодня русскому языку и литературе в нашей школе? В Карачаево-Черкесии есть такой уникальный пример преподавания в городской школе, который вызвал неподдельный интерес даже в Западной Европе…

Как быть?

Джаннет КАПУШЕВА (на снимке) работает учителем русского языка и литературы уже 25 лет. За эти годы она сменила несколько школ и населенных пунктов. Карачаевск, где она проучилась, родной Даусуз, Черкесск. Ее последнее место работы – гимназия № 19 г. Черкесска. Здесь она трудится уже третий год.

«Я всегда очень много думала о том, как сделать свои уроки интересными для детей, – рассказывает Джаннет Сафаровна. – Ведь я еще из советского времени, когда наша страна была самой читающей в мире! И мне было очень обидно, что, для сравнения, в 2000 году мои ученики-старшеклассники ещё хоть что-то читали, мальчики даже просили на 23 февраля подарить им книги, а в последнее время дети – все время в гаджетах, они в каких-то тик-токах, глупых играх, а словарный запас у них совершенно скудный. Но ведь эти дети способные, смышлёные, умненькие… Почему они стали меньше читать? Все из-за интернета. Я сама какую тенденцию наблюдаю? Вот перемена, они сидят в этих гаджетах, хотя мы их и забираем. А когда урок начинается, они ещё минут десять не могут отойти от игр своих. Я их еле-еле включаю в учебный процесс… Ещё приведу один пример: мне мамочка одна жалуется, что ее ребёнок не читает. И вот я была у них в гостях. Наблюдаю такую картину: папа в телефоне, мама в телефоне, и все родственники. Вот, говорю, корень зла! Вы покажите детям, что вы тоже читаете! Ребенок повторяет то, что видит у родителей! Вот это наша проблема. Дело в том, что родители не читают. Они тоже заняты, у них тоже гаджеты. И я считаю, что наше упущение в этом, надо начать с самих себя.

Надо же час чтения сделать хотя бы, час пересказа, я им это делаю на уроке, конечно же, но это ведь мало времени!

Я думала: «Ну вот как быть?» И решила найти подход к детям через ноу-хау. Речитатив. Сначала я им показала, как это вообще может быть. Я взяла простейшее стихотворение «Наша Таня громко плачет». Хоть оно и простое, но прекрасно ложится в такт. Шаг за шагом, когда это у детей начало получаться, я говорю: давайте попробуем наших классиков. На тот момент у пятых и шестых классов были Некрасов, Пушкин. В той, другой школе, девятиклассники у меня это делали, но в рамках кружка, у нас были литературные вечера. А здесь мне дали три пятых класса, и я решила, что мне надо их как-то заинтересовать, чтобы на уроках было живо. Чтобы они полюбили и литературу, и меня, я же все-таки новый учитель.

Откуда пришла идея речитатива? Речитатив родился давно, еще в 8 веке. И знаете как? Его придумали монахи в Италии, чтобы запоминать молитвы. А еще мне припомнился ролик в интернете по скорочтению – девушка с помощью речитатива заучивала правила русского языка. И я подумала: «А почему бы не попробовать это с пятиклассниками, на примере литературных произведений?» И вы не поверите, теперь у них уже баттлы идут, кто кого… В школе очень рады любому новшеству, лишь бы дети ходили на уроки с удовольствием».

Международное признание

Не так давно необычная методика преподавания Джаннет Капушевой нашла своих поклонников за пределами не только нашей республики, но и страны. Радиорежиссёр из Берлина Роберт Шоун, увидев репортаж о Джаннет и ее уроках на канале «Архыз 24», всерьез заинтересовался таким ноу-хау. Сам Роберт очень любит русский язык, культуру, литературу. Пушкина любит особенно… Пару лет назад он уже приезжал в Россию в составе лингвистической экспедиции в Саратов. Изучал особенности местного диалекта, говора.

«Он изучает русский язык, а еще ему очень нравятся культура и языки народов Кавказа. Мы уже ждем его в 2022 году, он приедет к нам сюда на март-апрель. Его впечатлило, как мои детки читают, и он подписывает контракт с нами, с нашей школой, со мной, мы будем записывать радиоспектакли на русском и немецком языках по произведениям классиков. Дети будут читать эти тексты именно как рэп. Ему понравилась моя задумка, понравилось, как мы читаем Пушкина! – делится Джаннет Сафаровна. – Помню, когда ему дали мой номер телефона и он мне написал на немецком языке на Ватсап… Я, вспоминая свой немецкий (учила его в университете), прочитала сообщение и сначала подумала, что это, конечно, забавно, но вряд ли что-то серьезное из этого получится. Но потом мы начали с ним потихоньку общаться по зуму – он сейчас учит русский, я – немецкий (разговорный у меня не такой хороший, а вот переводить я могу) – и сейчас изменила свое мнение».

Рэпу все авторы покорны?

«Мне мои коллеги часто говорили, что я неординарная, – продолжает рассказ Джаннет Капушева. – И уроки у меня такие. Если честно, я урок провожу, отталкиваясь от своего настроения и настроения детей. Мне важно, чтобы ребёнок был заинтересованный и чтобы от меня он ушел с каким-то багажом. Очевидно, что для быстрого темпа речитатива подходят не все авторы. Пушкин ложится на речитатив прямо замечательно. Потом Некрасов, следом Есенин. Ритм и такт мне достаточно просто объяснить на примере произведений именно этих поэтов. Недавно мы делали эксперимент со стихами Мандельштама к 100-летию со дня рождения поэта, также со стихами Блока.

Родители рады, что мы учим стихотворения, анализируем чувства поэта, его эмоции. Когда он это написал, при каком настроении. Довольно часто, когда мы читаем что-то, у детей появляются слёзы, это так трогает… Я их учу думать. Если раньше открытые финалы во многих литературных произведениях казались им чем-то странным и непонятным, то теперь это – по-другому. И я понимаю, что не зря работала с ними.

Признаюсь, не во всех классах моя методика пришлась по душе детворе. Для этого у ребенка должен быть особый дар, творческая жилка! Были ребята, которые раньше сидели очень тихо и очень скромно, а теперь, оказывается, они такие артисты!! Об этом не догадывались ни я, ни их родители. Они раньше даже просто отвечать стеснялись.

Стали ли лучше писать сочинения? Да, это так. Уже в этом возрасте они пишут сочинения с анализом. Они тоньше и глубже воспринимают произведения. Я даю им волю, чтобы они высказались. Пусть три предложения, но от них самих. От себя. Это их мысли. На будущее – я и дальше буду такое практиковать, вплоть до 11 классов».

Путь к своему призванию – случайность

Сейчас уже можно смело сказать, что Джаннет Капушева – талантливый педагог. Ее оригинальный подход заслуживает внимания. Заглядывая в прошлое, скажу, что вышло это случайно. Ее мечтой была медицина, она усиленно учила в школе химию и биологию. Потом обстоятельства поменялись. И она поступила в Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Алиева, где и проучилась четыре года. Осознание того, что именно педагогика – ее призвание, пришло на четвертом курсе.

«Я пришла на практику в пятую школу Карачаевска, – рассказывает Джаннет Сафаровна, – и влюбилась в нашу учительницу, Зухру Хаджимурзаевну Ортабаеву. Это был учитель от Бога. Она меня очень впечатлила. Она так давала уроки русского языка и литературы… Так спокойно, с такой любовью к детям, обращалась к каждому ребёнку по имени, с юмором, но в то же время – строго и справедливо. Я у неё многому научилась. Она играла голосом. Она говорила: «Джаннет, мы – артисты». И она права, мы, учителя, – артисты, мы должны и так детей учить, и так. После таких уроков я поняла, что школа – это моё!»

Как приучить ребенка к чтению?

«В семье должны быть книги. Начиная с детских книг. Хотя бы стеллаж. Каждый день ребёнок должен хотя бы минут двадцать читать вслух. Есть и маленькие секреты: я читаю текст, и ребенок должен сразу мне сказать, где ключевые слова. Ключевые фразы. Тогда у него память развивается. Есть еще такой метод у меня, когда читаю снизу-вверх, тогда тоже развивается память. Есть еще один метод – читаешь ребёнку десять слов, и он должен повторить эти десять слов. Все начинается с детства… Я читала, когда мне еще не было пяти. И семья моя читала. У папы в кабинете было много книг. И он своим примером прививал нам интерес к чтению.

Читающий человек – это идейный человек. Ничто не заменит книгу. Если у тебя будут идеи, только тогда ты будешь развитым и эрудированным. И вот это я стараюсь пропагандировать на своих уроках», – говорит Джаннет Сафаровна.

Пожалуй, каждый педагог стремится к тому, чтобы ученики его предмет любили, а самое главное, хорошо усваивали. И в ход идут различные педагогические приемы: кто-то использует игровую форму, а кто-то, чтобы оживить урок, делает из него настоящую театрализованную постановку. О том, что уроки литературы Капушевой очень интересные, ребята говорят в один голос. Они считают, что с помощью предложенного ею нестандартного подхода новые произведения усваиваются легче. Ведь стихи великих поэтов действительно хорошо ложатся на ритмичный речитатив.

Татевик ДЖИЛАВЯН
Поделиться
в соцсетях
воспоминания гимназия №19 день русского языка Джаннет Капушева КЧР люди образование педагог русского языка и литературы педагоги русская литература русский язык трудовая деятельность учителя человек и его дело Черкесск школьники