Первопроходцы Урупского ГОКа
Двадцать седьмого февраля 1971 года вышел приказ № 104 Министерства цветной металлургии СССР, окончательно узаконивший создание Урупского горно-обогатительного комбината. Прошло ровно полвека, как заработала «Магнитка» Карачаево-Черкесии, включающая в себя Власенчихинский карьер открытой добычи руды, подземный рудник, обогатительную фабрику, химическую лабораторию, автотранспортный цех, ряд мастерских и подсобных производств. И сегодня есть повод оглянуться назад, чтобы вспомнить тех людей, для которых комбинат стал делом всей жизни.
Савостин и его бригада
…Чисты, как слеза, потоки реки Уруп, что припали к груди горных великанов. В 60-е годы у этих берегов строился комбинат-гигант, горняки открывали новые пласты подземных кладовых, возводили жилье в поселке Медногорском – детище ГОКа. Среди первооснователей был и Михаил Савостин, бригадир горнопроходчиков, умелый руководитель, профессионал высокой пробы, который был незаменим везде. До приезда на Уруп он трудился на Норильском горно-металлургическом комбинате, где был бригадиром. Когда из газет он узнал, что на Урупе в Карачаево-Черкесии обнаружена руда и затеваются грандиозные дела, он, не задумываясь, решил ехать. Так семья Савостина оказалась в поселке Уруп, где их сразу покорила природа нашего горного края.
Михаилу Петровичу сразу доверили бригаду, и не одному молодому горняку он дал путевку в жизнь, делясь наработанным опытом. Его сплоченная бригада жила и трудилась как одна семья, где ценят взаимопонимание и поддержку.
Халид Ионов, выходец из черкесского аула Али-Бердуковского, до призыва в армию работал в колхозе. От своих родных во время прохождения службы он узнал о стройке комбината на Урупе. А когда ему прислали в конверте статью из газеты «Ленинское знамя», в которой описывался грандиозный размах строительства, парень буквально заболел Урупом и стал считать месяцы и дни до дембеля…
Так он в военной гимнастерке, с небольшим чемоданчиком и приехал на строящийся комбинат. Но его романтический пыл остудили в отделе кадров. В это время сюда со всех концов СССР съехались высококвалифицированные горняки, поэтому бывшему солдату, до армии работавшему в полеводстве, в приеме на работу было отказано. И кто знает, как бы сложилась судьба Халида Ионова, если бы не бригадир Савостин, который взял его к себе, под свое крыло. Так молодой черкес стал горняком.
Он до конца жизни запомнил свой первый день в забое! Узкая галерея глубоко под землей, со скудным освещением – а вдруг произойдет обвал и отрежет путь к выходу?! Но понемногу освоил горняцкую науку: бурить породу, закладывать шпуры, обращаться с перфоратором, лебедкой, катать вагонетку. Постепенно пришло и понимание – порода не любит, когда к ней относятся легкомысленно.
Халид старательно работал, и вскоре Савостин стал для него близким человеком. Халид часто бывал у него дома, где бригадир экзаменовал его после проштудированных книг по горняцкому делу. Поддерживали молодого горняка и остальные члены бригады: Валентин Лукьянов, Петр Маятный и другие.
Бригадир Савостин постоянно находился в поиске, совершенствуя методы труда. Журналист Виктор Филипенко в своей документальной книге «Были горного края» (г. Черкесск, 1972 г.) писал: «За смену бригада должна была пройти 70 сантиметров ствола шахты. А чтобы пройти эти сантиметры, надо было вынуть 12 кубометров породы. Но Савостин добился большего – его бригада вынимала до 20 кубометров. И этого горняки добились потому, что каждый член бригады строго знал свои обязанности, простои были сведены до минимума, механизмы использовались с полной отдачей. Все это вместе с организованностью рождало успех. Бригада Савостина стала школой мастерства проходки, потенциалом кадров Урупского ГОКа».
Неслучайно М. Савостин стал делегатом 22 съезда КПСС, и первым, кто его поздравил, был Халид Ионов. А вскоре наступил и звездный час самого Халида. Его портрет красовался на Аллее трудовой славы, он значительно перевыполнял норму, а в середине 60-х годов урупчане единогласно избрали Ионова депутатом Верховного Совета СССР, он был награжден орденом Октябрьской Революции.
Много лет минуло с той поры, но урупчане помнят «звездную» бригаду Савостина, как они дорожили дружбой, как вкладывали в свой нелегкий труд душу. Их дело потом продолжили мастера горных выработок Андрей Самойленко, Юрий Агаржанян, Григорий Белоножко и другие.
Командиры производства
Имена первых руководителей Урупского ГОКа, несомненно, золотыми буквами вписаны в историю предприятия. Настоящие командиры производства, заботливые отцы поселка Медногорского, они умели создать кроме инфраструктуры атмосферу семьи единой.
Первым директором комбината был Александр Трофимов (1964-1968 гг.), который и начинал строительство, а первопроходцам в любые времена нелегко. Не хватало людей, сроки были авральными. «Главмедь» кинула на стройку немало техники, не жалели и средств. Начинали строительство по бездорожью – дорога тогда шла не через Зеленчукскую, а через Исправную. На строительной площадке не было электричества, но строителям ГОКа энтузиазма и энергии не занимать. Шахтеры, геологи, монтажники, буровики – русские, карачаевцы, черкесы, украинцы, посланцы Урала и республик СССР – были подчинены одной прекрасной жизнеутверждающей идее – даешь ГОК! Много сил, труда и таланта вложили в работу инженеры Д. Лизогуб, Ю. Старцев, П. Хорунжий, А. Громов, А. Кривкин, В. Петров и другие.
В 1968 году переводом из Сибири на место Трофимова назначили Федора Черникова (1968-1980 гг.). В его бытность было завершено строительство комбината, осваивались новейшие технологии обработки руды, было оборудовано хвостохранилище – котлованы для консервации отходов. В короткие сроки вырос поселок Медногорский, и министерство строительства на инфраструктуру денег не жалело. В поселке появились свой Дом культуры, баня. С первых же дней была задумка открыть профилакторий для горняков с грязелечением на 100 мест, процедурными кабинетами. Ждать, пока будет построено здание для профилактория, не стали, а заняли полтора этажа рабочего общежития. Горняки были довольны: это же находка – получать полноценное лечение рядом с домом.
Наведывались на ГОК и высокие гости: министр цветной металлургии СССР Петр Ломако, министр металлургической промышленности ГДР Курт Зингхубер, а площадки для строительства выбирал Николай Булганин, бывший председатель Совмина СССР, впоследствии – председатель Ставропольского совнархоза.
В 1980 году Ф. Черников как ценный специалист получил назначение на работу в Монголию, и, как признавался Федор Максимович, покидать комбинат, с которым он сроднился, не хотелось. Его на посту сменил Сергей Кондратьев (1980-1994 гг.), приехавший с Урала, где работал директором Дегтярского рудника в Свердловской области. Он продолжил начатое Черниковым. Наконец-то был достроен профилакторий, который сообща назвали «Калина красная». Почему остановились на этом названии?
Во-первых, места вокруг ягодные, во-вторых, многим была близка и знакома судьба героя одноименного фильма Шукшина, чье творчество полюбилось миллионам советских людей.
Появились школа – сейчас это лицей, банно-прачечный комбинат, почтовое отделение, каждый год вводились в строй новые объекты и многоэтажные жилые дома. Поскольку в то время поселковый совет находился в Урупе, а это довольно далеко от Медногорского, Сергей Кондратьев решал и дела поселка, бытовые и жилищные проблемы. В процессе руководства комбинатом он собрал материалы для своей кандидатской диссертации «Отработка месторождений под рекой Уруп» и защитил ее в Москве. По технологии Кондратьева работает рудник. Он являлся автором многочисленных разработок, таких как способ разработки полезных ископаемых, способ упрочения труб, способ разработки наклонных рудных тел.
Жить было интересно – с размахом проводились праздники, гремели на всю округу дискотеки, на которые съезжалась молодежь из соседних районов, духовой оркестр занимал первые места в Карачаево-Черкесии, а в Медногорском, как в больших городах, горели неоновые вывески.
Есть в Медногорском особенное место, взывающее вспомнить о тех, кого уже давно нет с нами: «Поверх земли мечутся тени сошедших на землю поколений»… Компактный мемориал-композиция «Журавли», посвященный павшим на войне: клин гордых птиц, устремленных в небо, православный крест, пятиконечная звезда с углублением для Вечного огня и… бессмертные гамзатовские строки, выкованные из металла. Мемориал также был возведен по инициативе Сергея Сергеевича Кондратьева.
В 1996 году С. Кондратьев возглавил Медногорский филиал Карачаево-Черкесского энергетического техникума, где преподавал менеджмент, охрану труда и технику безопасности. Филиал стал настоящей кузницей будущих специалистов среднего звена Урупского горно-металлургического комбината. За 7 лет своего существования, пока не слился с Зеленчукским многопрофильным колледжем «Профессионал», он направил на целевое обучение в Уральский горный госуниверситет и Северо-Кавказский технологический госуниверситет около 40 студентов.
«Определяется успех не сонмом важных дел, а высотой препятствий тех, что ты преодолел», – сказал один хороший поэт.
И сегодня, в год полувекового юбилея ЗАО «Урупский ГОК», его работники подтверждают это ежедневным кропотливым трудом, своими лучшими традициями, а память о тех, кто стоял у истоков комбината, превращается в образ нравственной силы, душевной смелости и патриотизма.
{{commentsCount}}
Комментариев нет