О поправках и закупках
За время своего действия Федеральный закон «О контрактной системе…» претерпел немало поправок и изменений. Не стал исключением и текущий год. О новых поправках в № 44-ФЗ рассказывает заместитель руководителя УФАС по КЧР, начальник отдела контроля закупок Галина АВРАХОВА:
– С 2021 года поправки в Федеральный закон «О контрактной системе…» вступают в силу в особом порядке. Так, начало действия поправок, которые касаются планирования закупок, определения поставщиков, в том числе новых способов их выбора, контроля, мониторинга и аудита, будет с 1 января следующего календарного года. Если же закон принят после 1 октября, то изменения вступают в силу также с 1 января, но уже через год.
Кроме того, с 1 января 2021 года не только правом, но и обязанностью комиссий заказчиков стала проверка соответствия участников требованию пункта 7.1 части 1 статьи 31 закона № 44-ФЗ (юридическое лицо не должно быть привлечено к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ) (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица) в течение двух лет до участия в закупке.
Также с 1 января этого года в соответствии с № 27-ФЗ из-под действия закона № 44-ФЗ выведены закупки избирательными комиссиями у единственного поставщика. И с 1 января 2021 года нормы данных статей уже применяются в редакции, действовавшей до вступления в силу закона № 27-ФЗ. Кроме того, перестали действовать в измененной редакции пункты 6, 7 и 9 части 2 статьи 1 и пункта 30.1 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ. Речь идет о закупках Центризбиркома для выборов и обеспечения полномочий избирательных комиссий, которые были временно введены этими тремя пунктами.
В числе прочего с 1 января этого года Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» для некоторых товаров (при закупке которых устанавливаются ограничения на допуск иностранных товаров) определена минимальная обязательная доля закупок российских товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ (оказании услуг). Она указана в процентах от объема закупок соответствующих товаров, проведенных в отчетном году.
В минимальной обязательной доле закупок помимо российских учитываются также товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС. При закупке, осуществляемой для достижения минимальной обязательной доли, должен быть соблюден ряд особых правил, указанных в части 1.1 ст. 33 закона № 44-ФЗ и в пункте 3 Постановления Правительства РФ № 2014 от 03.12.2020 г. Положения данного документа о подготовке отчета об объеме закупок российских товаров, осуществленных для достижения заказчиком минимальной доли закупок и обоснования невозможности достижения такой доли, будут применяться при подготовке отчета и обоснования с 1 января 2022 года.
Ответственность заказчиков за несоблюдение требований вышеуказанного постановления Правительства РФ в настоящее время не предусмотрена. Тем не менее законодателем подготовлен проект о внесении изменений в КоАП РФ, которым вводится часть 16 статьи 7.30 КоАП РФ – предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Поэтому заказчикам необходимо отслеживать вступление в силу данных изменений КоАП РФ.
Изменения коснулись и ранее принятого Постановления РФ № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета». С 27 января текущего года заказчики федерального уровня, как и в предыдущем году, могут устанавливать в заключаемых в 2021 году контрактах аванс в размере до 50% (включительно) от суммы контракта, если иными актами не разрешено устанавливать более высокий размер аванса.
При предоставлении субсидий из федерального бюджета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов государственной и муниципальной собственности заказчики регионального и муниципального уровней в заключаемых в 2021 году контрактах на такие работы смогут устанавливать аванс в размере до 50% от суммы контракта, если иными актами не разрешено устанавливать более высокий размер аванса. При этом авансовые платежи могут составлять до 90% в случае осуществления казначейского сопровождения указанных авансовых платежей.
С 1 апреля 2021 года был изменен порядок применения запроса котировок в электронной форме. Так, изменена начальная (максимальная) цена контракта, и теперь станет возможно закупать путем электронного запроса котировок товары, работы, услуги до 3 млн рублей вместо 500 000 рублей. Оставлено лишь одно ограничение – не более 10% от совокупного годового объема денежных средств заказчика. Существенным отличием нового электронного запроса котировок станет то, что отменить закупку заказчик может за 1 час до окончания срока подачи заявок. По итогам запроса котировок также должен быть оформлен протокол подведения итогов по аналогии с процедурой проведения электронного аукциона.
С 1 июля 2021 года вносятся изменения в перечень информации, включаемой в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 статьи 104 закона № 44-ФЗ, а также порядок направления и рассмотрения такой информации.
Как показывает опыт работы антимонопольной службы, обновленные знания позволяют заказчикам избежать многих ошибок при подготовке и проведении закупочных процедур, что, в свою очередь, существенно облегчает процедуру проведения торгов.
{{commentsCount}}
Комментариев нет