День республики № 88 от 17.06.2021

О поправках и закупках

18 июня в 11:12
6 просмотров

За время своего действия Федеральный закон «О контрактной системе…» претерпел немало поправок и изменений. Не стал исключением и текущий год. О новых поправках в № 44-ФЗ рассказывает заместитель руководителя УФАС по КЧР, начальник отдела контроля закупок Галина АВРАХОВА:

– С 2021 года поправки в Федеральный закон «О контрактной системе…» вступают в силу в особом порядке. Так, начало действия поправок, которые касаются планирования закупок, определения поставщиков, в том числе новых способов их выбора, контроля, мониторинга и аудита, будет с 1 января следующего календарного года. Если же закон принят после 1 октября, то изменения вступают в силу также с 1 января, но уже через год.

Кроме того, с 1 января 2021 года не только правом, но и обязанностью комиссий заказчиков стала проверка соответствия участников требованию пункта 7.1 части 1 статьи 31 закона № 44-ФЗ (юридическое лицо не должно быть привлечено к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ) (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица) в течение двух лет до участия в закупке.

Также с 1 января этого года в соответствии с № 27-ФЗ из-под действия закона № 44-ФЗ выведены закупки избирательными комиссиями у единственного поставщика. И с 1 января 2021 года нормы данных статей уже применяются в редакции, действовавшей до вступления в силу закона № 27-ФЗ. Кроме того, перестали действовать в измененной редакции пункты 6, 7 и 9 части 2 статьи 1 и пункта 30.1 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ. Речь идет о закупках Центризбиркома для выборов и обеспечения полномочий избирательных комиссий, которые были временно введены этими тремя пунктами.

В числе прочего с 1 января этого года Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» для некоторых товаров (при закупке которых устанавливаются ограничения на допуск иностранных товаров) определена минимальная обязательная доля закупок российских товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ (оказании услуг). Она указана в процентах от объема закупок соответствующих товаров, проведенных в отчетном году.

В минимальной обязательной доле закупок помимо российских учитываются также товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС. При закупке, осуществляемой для достижения минимальной обязательной доли, должен быть соблюден ряд особых правил, указанных в части 1.1 ст. 33 закона № 44-ФЗ и в пункте 3 Постановления Правительства РФ № 2014 от 03.12.2020 г. Положения данного документа о подготовке отчета об объеме закупок российских товаров, осуществленных для достижения заказчиком минимальной доли закупок и обоснования невозможности достижения такой доли, будут применяться при подготовке отчета и обоснования с 1 января 2022 года.

Ответственность заказчиков за несоблюдение требований вышеуказанного постановления Правительства РФ в настоящее время не предусмотрена. Тем не менее законодателем подготовлен проект о внесении изменений в КоАП РФ, которым вводится часть 16 статьи 7.30 КоАП РФ – предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Поэтому заказчикам необходимо отслеживать вступление в силу данных изменений КоАП РФ.

Изменения коснулись и ранее принятого Постановления РФ № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета». С 27 января текущего года заказчики федерального уровня, как и в предыдущем году, могут устанавливать в заключаемых в 2021 году контрактах аванс в размере до 50% (включительно) от суммы контракта, если иными актами не разрешено устанавливать более высокий размер аванса.

При предоставлении субсидий из федерального бюджета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов государственной и муниципальной собственности заказчики регионального и муниципального уровней в заключаемых в 2021 году контрактах на такие работы смогут устанавливать аванс в размере до 50% от суммы контракта, если иными актами не разрешено устанавливать более высокий размер аванса. При этом авансовые платежи могут составлять до 90% в случае осуществления казначейского сопровождения указанных авансовых платежей.

С 1 апреля 2021 года был изменен порядок применения запроса котировок в электронной форме. Так, изменена начальная (максимальная) цена контракта, и теперь станет возможно закупать путем электронного запроса котировок товары, работы, услуги до 3 млн рублей вместо 500 000 рублей. Оставлено лишь одно ограничение – не более 10% от совокупного годового объема денежных средств заказчика. Существенным отличием нового электронного запроса котировок станет то, что отменить закупку заказчик может за 1 час до окончания срока подачи заявок. По итогам запроса котировок также должен быть оформлен протокол подведения итогов по аналогии с процедурой проведения электронного аукциона.

С 1 июля 2021 года вносятся изменения в перечень информации, включаемой в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 статьи 104 закона № 44-ФЗ, а также порядок направления и рассмотрения такой информации.

Как показывает опыт работы антимонопольной службы, обновленные знания позволяют заказчикам избежать многих ошибок при подготовке и проведении закупочных процедур, что, в свою очередь, существенно облегчает процедуру проведения торгов.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
2021 административный штраф антимонопольное законодательство Галина Аврахова госзакупки закон "О контрактной системе" запрос котировок изменение закона Кодекс об административных правонарушениях контрактная система КЧР поправки Реестр недобросовестных поставщиков субсидии Территориальные избирательные комиссии УФАС России по КЧР Центризбирком РФ электронные торги