День республики № 91 от 22.06.2021

Микс под названием «Бирлик»

23 июня в 15:11
22 просмотра

Между городом и селом – примерно в такой пограничной зоне, не имея преимущества, как такового, городского или сельского, живет микрорайон г. Карачаевска Бирлик, в приснопамятные годы звавшийся аулом «Бирлик». Собственно, «микрорайон», «аул» – это что в лоб, что по лбу, потому как в одной поре всегда находится – «между»…

Я не знаю, что вкладывали в суть и содержание этого наименования в далеком 1925 году новопоселенцы («Бирлик» означает «Единство»), но оно вполне оправдывало себя по тем временам. В Бирлике, бывшем самостоятельной административной единицей (разумеется, 14 лет депортации не в счет), жизнь била ключом. Особенно в шестидесятые-семидесятые, кстати, именно в 70-е Бирлик и стал относиться к городу. Но в город особо никто не рвался. Потому что в Бирлике был чудный клуб, где регулярно проводились сходы граждан, производственные совещания совхоза «Кумышский», в котором работало практически все взрослое население аула. Частыми гостями в клубе были представители власти, но каждый раз жители Бирлика их озадачивали лишь одной просьбой – решить вопрос катастрофической нехватки пастбищных и сенокосных угодий. Спору нет, и Джингирик – соседний аул, в чьем административном подчинении находился и дружно, почти по-родственному, жил Бирлик, – всегда идет навстречу, но сколько можно пользовать не принадлежащую бирликчанам собственность, тем более, что пастбищ позарез не хватает и самим джингирикцам… Забегая вперед, скажу, «а воз (читай, пастбищный вопрос) и ныне там…». По вечерам в те времена никто у телевизора не сидел, сострадая очередным «богатым, которые тоже плачут», все валом валили в клуб посмотреть кино или концерт часто приезжавшего в Карачаево-Черкесию народного артиста Кабардино-Балкарии Омара Отарова… Словом, в клубе люди отдыхали душой.

– Мы откровенно ностальгируем по тем временам, – говорит жительница Бирлика Нина Хатуева, – взрослые работали в колхозе, причем не так, как было в последнее время: «До обеда ищем лошадь, а с обеда – колесо», а по-крестьянски – на совесть. На фермах работали семьями, отары водили трудовые династии. Кто жил поближе к Джингирику, учился в тамошней школе, кому был ближе город, занимался в знаменитой СОШ № 3 г. Карачаевска… Путь был одинаково немалый в оба конца – по два километра, но беспокойства у взрослых это не вызывало, потому что регулярно ходил автобус «Джингирик – Кумыш», на котором можно было доехать (дети – бесплатно!) не только до Джингирика и города, но и до села Коста Хетагурова, поселка Орджоникидзевского, Каракента. Сейчас о регулярном автобусном сообщении можно только мечтать, выручает лишь транзитный транспорт…

Специфический статус и время, что и говорить, породили специфические проблемы, но не только … Существенным отличием, например, настоящего времени от прошлого стали газификация и водоснабжение Бирлика.

– Бирлик – очень спокойное и, главное, донельзя живописное местечко. Кругом одни горы, богатые на орешник, кизил, барбарис, шиповник. Есть грибные места. На его территории две уникальные водоносные жилы – один родник бьет в горах, другой – в низине. Глядя на федеральную трассу, которая идет через весь Бирлик на Домбай, отчетливо понимаешь, какую определенную грандиозную работу проделало государство. Дорога залита светом ночью, вдоль всей трассы водоотводы, которые не дают паводковым водам выплеснуться на нее, как это бывало раньше, помимо водоотводов проложены водосточные трубы, отводящие дождевые потоки от жилых домов. Дорожники ДЭП- 62 постоянно занимаются дорогой – летом красят, белят, моют, словом, колдуют всячески над дорожными атрибутами, зимой расчищают снег, подсыпают песком проблемные места и так далее, – говорит Абидат Эдиева.

– Но это не значит, что у нас порой не вскипают страсти, – продолжает Абидат Эдиева. – Вскипают, да еще какие, ибо сверни с федеральной трассы в любой переулок, ведущий под гору, и ты увидишь разбитые, размытые дождями, селевыми потоками, несущимися с нее в непогоду, улицы…

– Доводилось, и не раз, видеть в переулке Лесном – само название говорит о соседстве с горой – и камни, и вырванные с корнем деревья, принесенные водой, а вот бытового мусора, который бы валялся в переулке и его носили собаки или ветер, – никогда. Зато такую картину можно сплошь и рядом видеть на центральной улице Ленина, то бишь федеральной трассе. Спецтехника для вывоза мусора вряд ли по переулкам петляет, потому позвольте поинтересоваться, как вы, живущие далеко от трассы, под горой, избавляетесь от мусора?

– В определенный день, час подъезжает мусоровоз и забирает принесенный всеми жителями переулка и даже заранее складированный мусор в определенном месте. Что же касается жителей «элитной» улицы… Могу сказать только одно, довольно часто люди, которым все легко достается, не ценят того, что имеют. Люди, проживающие по ул. Ленина, как правило, выставят пакет с мусором, причем каждый у своего дома, а что с ним потом может приключиться, если вдруг по той или иной причине не подъедет мусоровоз, их мало интересует…

Коль уж речь зашла о мусоре, так и хочется процитировать известную канадскую писательницу Маргарет Этвуд: «Людям почему-то нравится сваливать мусор в такие места, где еще сохранилась природа». Мусор, который в последнее время свозится отовсюду на Зеленый остров, с которого, собственно, и начинается микрорайон «Бирлик», приводит в содрогание не только его жителей, но и горожан. В последнее время в заинтересованном внимании к Зеленому острову власти нет недостатка, уже разработан механизм, как превратить, довести запущенную территорию до самых высоких стандартов ХХI века, сделав ее комфортной, неповторимо самобытной. Для начала на спуске на остров уже установили ограничитель въезда для большегрузных машин, правда, заблокировать въезд легковым машинам он никак не сможет, хотя именно на легковушках зачастую и привозят сюда всякий строительный и бытовой хлам.

– Никакие превентивные меры не спасут зону отдыха на острове, которую власти обещают сделать цивильной, релаксирующей, от «визитов» животных, – считает житель Карачаевска Юнус Байкулов, – потому как скотине, которую держат бирликчане, просто негде пастись. Трава высоко в горах по такой изнуряющей жаре, которая держится последние годы и на убыль не собирается идти, начисто выгорает, да и потом горы – территория страха: в поисках сочной травы под редкими деревьями на каменистых склонах животное может запросто сорваться со скалы, а в поисках пропавшей скотины – и сам человек… На Зеленом острове скотине также особо не разгуляться – во-первых, меланхолично пощипывать шелковистую зеленую травку не получится из-за обилия людей, во-вторых, островки этой самой травы сокращаются с каждым годом, точно шагреневая кожа, а на их месте остаются пепелища от костров… Коровам только и остается, что держать путь в город. Попадет скотина в поле зрения коммунальных служб – хозяину «светит» штраф. «Наведается» на рынок в прямом смысле этого слова, где вся фруктово-овощная продукция разложена не в помещении ларьков и магазинов, как положено, а прямо перед ними, на улице, вопреки всем санитарно-гигиеническим нормам, – так может вернуться домой не только несолоно хлебавши, но и с тяжелыми увечьями. И такие случаи бывали.

Какого-либо выгодного производства в Бирлике нет, найти работу в городе – тоже проблема, тем не менее люди живут неплохо – вяжут, торгуют, птицу, коз, коров держат по мере возможности. Многие обосновались семьями в двух столицах – матушке-Москве и Северной Пальмире. Все общение с родней, естественно, по сотовому. А вот надумаешь посылочку выслать, оплатив услугу доставки на дом, так и обломишься, потому как почтальона в Бирлике нет.

– В нашу молодость люди в очередь выстраивались, чтобы на работу на почте устроиться, – вспоминает пенсионерка Супият Текеева, – а сейчас который год не могут найти замену милой славной женщине Марии, к сожалению, фамилию ее мало кто знал, которая минута в минуту приносила почту, пенсии, детские пособия. Она же подписывала нас на газеты «День республики» и «Карачай», и вот уже идет пятый год, как мы не видим газет. И подписать некому, и ходить за почтой в город три раза в неделю в нашем возрасте – не вариант…

Первым, кто возглавил орган территориального общественного самоуправления в микрорайоне, стал Насыб Койчуев. Насыб Ожаевич не перекладывал бумажки с места на место, как это любят делать некоторые чиновники, а старался разрешить любую проблему, которая возникала.

Койчуева на этом посту сменил Радмир Темиров. Такой же неравнодушный, деятельный человек. Не сидел он сложа руки и во время коронавирусных ограничений, оказывая помощь конкретным людям с конкретными проблемами…

И все же, как ни крути, проблем у бирликчан на сегодняшний день немало, и нет гарантии, что все они в скором времени утратят свою актуальность…

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Абидат Эдиева бесконтрольный выпас животных Бирлик водоснабжение воспоминания газификация газоснабжение Зеленый остров история Карачаевск КЧР лицом к проблеме местное самоуправление мнение мусор несанкционированная свалка Нина Хатуева общественное мнение Почта России сельская местность социально-экономическое развитие Супият Текеева Юнус Байкулов