День республики № 91 от 22.06.2021

Наши земляки в первые дни войны

23 июня в 14:42
34 просмотра

Ко времени нападения на СССР гитлеровская Германия разгромила силы англо-французской коалиции, в молниеносных кампаниях захватила Польшу, Данию, Норвегию, Францию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Югославию, Грецию, подчинив своим военным целям ресурсы десятков европейских государств. Против СССР нацистской Германией был разработан план молниеносной войны «Барбаросса», он предусматривал уничтожение и полное порабощение народов Советского Союза, захват СССР до Волги, затем до Урала. Начиная войну против СССР, немцы исходили из представления о непрочности многонационального государства. Но они просчитались. Уже в первые дни войны они встретили героическое сопротивление советского народа. Среди бойцов Красной Армии, грудью вставших на защиту Отечества, были и наши земляки.

Брестская крепость

С 22 июня по 20 июля 1941 года малочисленный гарнизон Брестской крепости, находясь в окружении немецких захватчиков, героически оборонялся. У защитников не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. Против них были брошены превосходящие силы немецких войск, но взять крепость почти в течение месяца они не смогли, пошли дальше на восток. В июне 1941 года при защите крепости погибло и пропало без вести 57 наших земляков. Погибли, защищая Брест, младший лейтенант Магомет Джанибеков из аула Учкулан, лейтенант Акбашев, Примаков И. В., Иван Васильевич Баденко из станицы Кардоникской.

…Разве могла в солнечное утро 22 июня 1941 года Мукуят Алисаевна Пилярова из поселка Даусуз, выйдя доить коров в пять часов, подумать, что её младший сын Хыйса, капитан, политрук роты пограничников в Брестской крепости, уже сложил свою голову, отбивая атаки фашистских захватчиков. А затем погибнут второй сын – Мусса, третий – Исса, четвёртый – Улут…

Первый удар фашистов в крепости над Бугом, в одном строю со своими однополчанами встретил и наш земляк политрук Султан Баучиев. В картотеке защитников Брестской крепости долгие годы фамилия Султана Джумуковича дополнялась скупым свидетельством: «Писарь батареи 455-го стрелкового полка, погиб в крепости 22 июня 1941 года». Но кто он был, воин Баучиев? Научный сотрудник музея Брестской крепости Галина Николаевна Зварич много лет вела поиск, который увенчался успехом. Откликнулся однополчанин Баучиева Матвей Дмитриевич Христовский: «Султан Баучиев одновременно выполнял и обязанности политрука. Его я хорошо помню, потому что Султан чаще других проводил с нами политзанятия. В то время редко кто из служащих срочной службы имел высшее образование. Занятия он проводил очень интересно, доступно для нас, красноармейцев… Был хорошим товарищем, пользовался авторитетом и уважением среди бойцов и командиров. Весной 1941 года нашу часть перевели в Брестскую крепость. Здесь нас и застала война… Всю первую половину 22 июня мы вели огонь по атакующему противнику из всех видов оружия, защищая подступы к нашим разбитым казармам. Баучиев находился в нашей группе, которая занимала оборону недалеко от взвода управления батареи. Часам к шестнадцати или семнадцати, точно я не помню, бой на нашем участке затих. Мы решили оставить очень невыгодный рубеж и переместиться на другой берег Муховца. Человек по пять-шесть короткими перебежками мы начали спускаться к реке. Здесь мы разделились на две группы для того, чтобы одна прикрывала другую при переправе.

В одежде и с оружием в руках бойцы, среди которых находился и Султан Баучиев, прыгнули в воду и поплыли. Мы уже думали, что переправа их прошла успешно, и хотели пойти вслед им, как вдруг по воде ударила пулемётная очередь. Фонтаны брызг от пуль всё ближе и ближе подходили к нашим товарищам. Попытки достать вражеского пулемётчика успехом не увенчались. Его хорошо прикрывали фермы моста. Вот очередь пулемётная накрыла первую группу, потом вторую. На наших глазах все бойцы пошли ко дну…».

Ростов-на-Дону

В октябре 1941 года гитлеровские захватчики вышли к воротам Кавказа – Ростову-на-Дону, и в ноябре город был взят. Здесь, под Ростовом, геройски погиб командир кавалерийского полка Иван Иванович Лободин. До войны Иван Иванович был начальником военно-конного завода № 157 имени С. М. Кирова (Малокарачаевский район, Карачаевская автономная область). С началом Великой Отечественной войны ему было поручено сформировать 179-й кавалерийский полк в Северо-Кавказском военном округе в районе Армавира, затем во главе этого полка он убыл на фронт. И. И. Лободин проявил исключительный героизм в ходе Донбасско-Ростовской оборонительной операции. За мужество и отвагу, проявленные в октябре 1941 года в боях западнее Ростова-на-Дону, Лободину было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Полк, в боевых порядках которого находился полковник Лободин, отражая атаку фашистов, отвлёк их и создал условия для выхода из боя 31 стрелковой дивизии. На позиции полка, занявшего оборону у села Копани Ростовской области, 20 октября двинулись 70 вражеских танков, 50 мотоциклистов и батальон пехоты. Гитлеровцы шесть раз в течение дня бросались в атаку. Танки фашистов доходили вплоть до наших траншей. Но полк Лободина, он сам был участником этого боя, словно врос в землю и каждый раз отбивал немцев. Подбито было 17 танков, уничтожено до батальона немецкой пехоты. Немцы не могли прорвать оборону полка, но вечером обошли полк на флангах. Полк по приказу командира обрушился на левое крыло фашистов, опрокинул их и вышел из тисков. Но вырваться группе офицеров и солдат из командного пункта не удалось. Вечером немецкие танки ворвались в штаб полка. Лободин отошёл в село Копани, но оно оказалось занято немецкими танкистами и пехотой. Он забрался на чердак окраинного дома и оттуда меткими очередями из автомата расстреливал фашистов. Тогда подошёл немецкий танк и открыл огонь по дому. Дом загорелся. Выпрыгнувшего с чердака Лободина схватили, облили бензином и подожгли.

Мобилизация

По всей стране у военкоматов, горкомов, райкомов, у зданий сельсоветов жители страны выступали с требованием призвать их в ряды Красной Армии, дать оружие и отправить их на фронт. В те дни газета «Правда» писала: «Тот, кто был в эти дни на сборных пунктах, мог наглядно увидеть, насколько велик патриотический подъём в народе, как люди рвутся на фронт. Приходят, просят направить в действующую армию и те, которых не вызывают по повестке».

Несмотря на ограниченность времени, планы мобилизации выполнялись полностью и в установленные правительством сроки. За первые восемь месяцев войны в вооружённые силы было призвано 5,3 млн человек. Чётко работали призывные пункты в Карачаево-Черкесии. Тысячи добровольцев ушли на фронт из области. Жители города Микоян-Шахар (ныне Карачаевск) 23 июня 1941 года собрались на митинг у военкомата. В принятой на митинге резолюции подчёркивалось: «Мы заверяем партию и правительство, что все как один сегодня готовы взять оружие против ненавистного врага».

Многочисленные заявления о добровольном уходе на фронт поступали в военкоматы области не только от отдельных граждан, но и от целых коллективов и от семей. Коллективные заявления поступили от учащихся Карачаевской и Черкесской медицинских школ с просьбой отправить их на фронт санитарами. На 27 июня в Черкесский городской военкомат только от военнообязанных, не подлежащих призыву, было подано 213 заявлений о желании пойти добровольно на фронт, 60% из них составляли женщины. В военкомат Микоян-Шахара 200 заявлений поступило от добровольцев с просьбой отправить их на фронт, 100 заявлений из них от девушек, в том числе 50 горянок. Более 200 заявлений из Кувинского района было 22 июня подано с просьбой направить их на фронт. За один день мобилизации от жителей Карачая и Черкесии поступило более тысячи заявлений об их добровольном зачислении в Красную Армию.

Вскоре после начала войны из Карачаево-Черкесии в кавалерийский корпус Л. М. Доватора были отправлены 344 добровольца. В первые две недели с начала войны сотни политработников, командиров запаса были призваны в Красную Армию. Работники партийных и советских аппаратов в числе первых уходили на фронт. В области были созданы народные ополчения, военные соединения. С первым эшелоном уехали на фронт секретарь Черкесского горкома партии И. И. Афанасьев, председатель Черкесского горисполкома С. Н. Косенко и другие.

17 июля 1941 года в газете «Красный Карачай» было опубликовано письмо 65-летней Гитче Эбзеевой: «Один мой сын служит в рядах Красной Армии, остальные четыре ушли добровольцами на фронт. Я стара и остаюсь одна. Но я рада, что мои сыновья защищают Отечество от фашистских варваров. Сама я не покладая рук буду работать в тылу».

Из аула Жако Лостанби и Канитат Мамхяговы проводили на фронт Абдулу, Сагида и Аубекира. Младший сын Аубекир прислал последнее письмо с фронта в феврале 1943 года. Ушли из жизни Лостанби и Канитат, так и не дождавшись ни одной весточки о своих сыновьях. И только спустя 50 лет после войны, в марте 1995 года, были получены компьютерные распечатки из архива Министерства обороны о том, что Абдула Мамхягов пропал без вести в апреле 1943 года. Выяснилось, что Аубекир Лостанбиевич Мамхягов погиб в бою 1 февраля 1943 года в районе станицы Крепостной Краснодарского края, похоронен на высоте 323,5. Война не щадила никого, но и не щадили своей жизни сыны Отечества, защищая свободу своей Родины.

С заявлениями с просьбой об отправке на фронт шли не только представители молодого и среднего поколений, но и старшего, которые прошли гражданскую. Они в тяжёлое для страны время готовы были идти на фронт добровольцами, чтобы защитить свободу и независимость своей страны. Красный партизан, участник гражданской войны, орденоносец Василий Семёнович Соляной в первый день войны пришёл в военкомат. От своей семьи он принёс три заявления: от себя, сына и дочери – с просьбой их всех отправить на фронт. Д. В. Петрова из города Черкесска принесла в обком партии заявление с предложением использовать её дом под лазарет и выразила готовность быть там медицинской сестрой.

«В первые дни войны, – вспоминала заведующая в то время особым сектором Черкесского обкома ВЛКСМ В. А. Стасенко, – обком комсомола буквально осаждался молодёжью, требовавшей отправки на фронт. Ежедневно поступало более ста заявлений. К 1 июля только девушками-комсомолками было подано свыше 250 заявлений о желании сражаться за Родину».

Тяжкую цену заплатил советский народ за победу в этой тяжелой войне. Все народы нашей многонациональной Родины сплотились перед страшным врагом. Вспоминая наших отцов и дедов, грудью вставших на защиту Отечества, мы говорим: «Подвиг ваш бессмертен!»

Материал подготовила Ольга МИХАЙЛОВА с использованием статьи ведущего научного сотрудника отдела истории и археологии КЧИГИ, к. и. н., заслуженного деятеля науки КЧР Аси Кардановой «Начало Великой Отечественной войны».

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
2021 Великая Отечественная война ВОВ День памяти и скорби история КЧР память судьба человека