День республики № 96 от 01.07.2021

Остановить мгновение

2 июля в 11:37
2 просмотра

Только пчела узнаёт в цветке затаенную сладость, только художник на всем чует прекрасного след.

А. А. Фет

Имя художника Кемала Османовича Хачирова известно далеко за пределами Карачая. Ценители живописи считают за честь иметь его работы в своих коллекциях. Ему заказывают портреты известных людей. Стиль его работ настолько индивидуален, что его технику ни с чем не сравнишь. Он с одинаковой силой и убедительностью умеет передать холсту грозное безмолвие кавказских вершин, журчание горных ручьев, солнечные блики на воде и тихое безмолвие леса. На его портретах изображены люди с хорошо узнаваемыми характерами. Ведь мастерство не в том, чтобы нарисовать внешне похожий портрет, а в том, чтобы показать внутренний мир человека.

Кемал Османович разработал свою технологию письма. Она связана с природными явлениями. Он называет это геометрией пространства. Рисунок, который идет в разных изображениях: двухмерном, трехмерном и… четырехмерном. Это значит, что художник пишет свои картины по определенной технологии, голограммой, т. е. объемным изображением, полученным голографическим методом. Каждая работа – это часть жизни, энергии и эмоций художника. В его работах присутствует философия и жизненная мудрость. Поразительно, как точно он умеет передать цвет, характер, как ему удается одним мазком добиться почти фотографической точности. Но на фотоотпечатке жизнь просто замирает, а в работах художника все наполнено жизнью, воздухом, все живет и колышется. Кисть, направляемая рукой мастера, способна остановить мгновение, вернуть былое, его аромат, осязаемость, настроение, понять целительность красоты природы.

Широкой публике о таланте Хачирова известно больше, чем о нем самом…

– Вы помните, как стали художником?

– Мама рассказывала, что уже в два года, когда ей не удавалось меня успокоить, она давала мне мякиш хлеба и уже спокойно могла заниматься своими делами по хозяйству. Я долго мял кусочки хлеба, придавал им понятные для меня формы, лепил, и это меня увлекало. К четырем годам я уже мог лепить конкретные фигурки животных, растений и человека. Однажды к нам приехал очень важный гость, вокруг которого собрались родственники. Я сидел в уголке и никому не мешал. Я работал. Гость подошел, взял у меня пластилин и сказал: «Хочешь, я тебе человечка вылеплю?» Вылепив, протянул мне: «Вот, дарю тебе!» Разочарованный, я ответил: «Ты неправильно лепишь». Взял фигурку и смял в кулачке. Почему-то я залез под кровать и уже, ничего не слыша, занимался своим искусством. Я вылез из «конспирации» и протянул гостю своего человечка. Взрослые были удивлены, что я так долго сидел под кроватью, а когда разглядели фигурку, то громко смеялись. Я вылепил тело мужчины так, как это должно быть, откровенно – и это было мое первое произведение.

– Скажите, а как относились учителя, школа к вашему творчеству?

– К сожалению, не все учителя понимали мое увлечение. В школьные годы я часто срисовывал картины известных художников. Бывали серьезные проблемы. Вызывали в школу родителей, бросали мои рисунки им на стол, упрекая меня в аморальности. Это были скопированные репродукции с картин готики, эпохи Возрождения, барокко. Зато очень хорошо понимал и поддерживал меня мой классный руководитель Эркенов. Не раз он защищал меня перед коллегами, доказывая, что у меня есть талант…

– Кемал Османович, какое достоинство вы, как портретист, больше всего цените в людях?

– Честность, доброту и любовь к Богу. Я стараюсь воспитывать в себе эти достоинства. Благодаря любви, идущей от всего сердца к Богу и ко всему миру, у художника, да и у каждого человека, развиваются творческие способности.

– Доброту тоже считаете безусловным достоинством?

– Конечно. Добро идет через нравственное воспитание человека. Человек рождается чистым. Если родители воспитают в ребенке доброе начало, любовь к ближнему, к миру – это великое дело. Человек должен быть добрым во всех отношениях, не должен ни осуждать, ни обижаться, должен все принимать как проявление воли Бога. Когда он это принимает, то человек всегда будет здоров, самодостаточен и доброжелателен как к близким, так и к дальним, и даже к врагам своим.

М. БОРЛАКОВ
Поделиться
в соцсетях
воспоминания Газета "Къарачай" живопись Кемал Хачиров Кунацкая люди творческая деятельность Творческие люди художник