Дополнительное образование
Среди общественных институтов воспитания особое место занимают институты дополнительного образования, представляющие собой гармоничное единство познания, творчества и общения. Образовательное объединение различной направленности повышает эффективность социального развития, располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания.
Своим экспертным мнением по данному вопросу с нами поделилась доцент кафедры государственного, муниципального управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, кандидат философских наук Ольга ОЖЕРЕЛЬЕВА:
– Дополнительное образование как особый тип образования рассматривается как процесс и результат развития личности в образовательной сфере, опирающийся на психолого-педагогический потенциал свободного времени; объединяющий процесс воспитания, обучения и развития, способствующий самоопределению, самореализации и социализации личности.
Современное дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направлено на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.
Система дополнительного образования создает единое образовательное пространство с другими типами образования, пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» к дополнительным образовательным программам относятся: дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Наша страна, как и весь мир, столкнулась с тяжелейшими проблемами пандемии. В этих условиях получение любого образования, в том числе и управленческого, столкнулось с целым рядом объективных трудностей. Современный кризис обострил нагрузку, которая легла на плечи административных работников в государственной сфере, сфере образования, управленцев среднего звена. Пандемия затронула большинство потребителей образовательных услуг. Российские вузы и центры ДПО были вынуждены приостановить оказание образовательных услуг по очной форме обучения, которое перешло в дистанционный формат. Возникла необходимость разработки и технической реализации обучающих курсов и перевод их в электронную систему дистанционного обучения. Потребовалось дополнительно создавать новые программы и курсы по востребованным заказчикам, реализуемым ранее в формате очного обучения.
Центр общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ с начала периода ограничений организовал мониторинг ситуации в дополнительном образовании в период пандемии. Наряду с проблемами развития инфраструктуры для внедрения цифровых технологий, в системе дополнительного образования отчетливо проявился дефицит готовности кадров к использованию цифровых инструментов, архаичность представлений о цифровизации и др.
Необходимо отметить, что электронное обучение потребовало серьезной трансформации контента, адаптации процесса к условиям взаимодействия в онлайн-среде, качественного распределения синхронных и асинхронных частей такого обучения. Не многим организациям дополнительного образования удалось выйти на необходимый уровень организации образования с использованием цифровых технологий, отвечающих требованиям «электронного обучения», в основном ими стали крупные организации дополнительного образования мегаполисов.
Дополнительное профессиональное образование, курсы повышения квалификации и переобучение как важнейший тренд обозначился сразу после начала пандемии коронавируса. Резко возрос спрос на онлайн-курсы, бесплатные демо-доступы, изменилось и отношение к дистанционному формату обучения, от радикально противоположного (полного неприятия), до максимального использования всех предоставляемых возможностей. Внезапный и стремительный переход на дистанционное образование – «удаленку» серьезно повлиял на кадровую политику организаций. Значительно вырос спрос на квалифицированных ИТ-специалистов. Однако низкая стоимость и доступность онлайн-обучения показали и обратную, негативную, сторону. По мнению экспертов больше половины зарегистрировавшихся на онлайн-платформах никогда не начинают обучение, а среди начавших обучение – до конца доходят всего 20-60% пользователей. Онлайн-обучение менее персонифицировано, его проще проигнорировать, ведь обучающийся несет ответственность за результат только перед собой, а обучение всегда можно отложить «на потом».
И все же, дистанционная форма позволила многим посещать занятия высококвалифицированных педагогов из других городов и даже стран. Появились новые онлайн-платформы и сервисы дополнительного образования. В дополнительном образовании нет стандарта содержания, базового минимума условий, единообразия используемых методов и средств обучения. Но эта вариативность, создающая целый ряд преимуществ дополнительного образования, имеет и обратную сторону – получение услуги, существенно отличающейся по качеству, актуальности содержания и методик.
Трудности и сложности онлайн-обучения все еще предстоит оценивать, анализировать и исправлять, однако необходимо отметить, что если бы данной формы не существовало, остановился бы процесс образования и получения знаний, мы на год остались бы в прошлом…
{{commentsCount}}
Комментариев нет