Не оставим в беде хвойных красавиц
У знаменитого фигуриста Алексея Ягудина журналисты как-то спросили: «О чем вы думаете, стоя у бортика ледовой арены?», он ответил: Я разговариваю с Богом!». Больше чем уверена, что каждому, кто зайдет в сосновый бор или вечно-зеленый ельник, захочется не говорить с Создателем, а денно и нощно благодарить его за эту красоту, разлитую в них, за тот озон, которым не надышишься, за ароматы, которые источают хвоя, грибы, ягоды, растущие под деревьями…
До недавнего времени каждый приезжающий, приходящий на экскурсию в Тебердинский заповедник, завидев роскошную ель, растущую на приусадебном участке семьи Марковых, долгое время любовался ею, фотографировал ель и себя на ее фоне. Но буквально в прошлом году могучая ель засохла, и вечнозеленое дерево стало цвета золотисто-желтой охры… И если раньше багрянцем и золотом красило виды Теберды и Домбая закатное солнце, то теперь засыхающие ели, которых с каждым днем становится все больше и больше…
Именно этой теме – проблеме усыхания ели восточной, и было посвящено совещание в Тебердинском заповеднике, в котором приняли участие научный сотрудник ботанического института Российской академии наук Дарья Кессель, заместитель по науке Тебердинского заповедника Кемал Текеев и его коллеги – заместитель директора по экологическому просвещению Юрий Саркисян, начальник охраны заповедника Алексей Бок, и другие.
– Восточные ели – уникальные создания, – рассказывает Юрий Саркисян, – они растут очень медленно, но в итоге достигают до 65-70 метров в высоту, а диаметр ствола доходит до двух метров. Без таких пейзажей – елей, растущих на склонах гор и возносящих свои пышные «рукава» к их вершинам, наша республика, безо всякого преувеличения, была бы как картошка без соли.
– Юрий Владимирович, так отчего же страдают и погибают ели?
– Многолетние исследования связывают эту напасть с естественными процессами, а именно – с изменением климата и водного режима. Нехватка воды – это причина номер один, поэтому на сухость почвы под кронами елей нужно обращать особое внимание. Разумеется, угнетает деревья и несказанная жара. Центральная усадьба заповедника вся в тени роскошных деревьев, в том числе и хвойных, но солнце умудряется иными днями и его территорию превратить в сущий ад. А что говорить о городских улицах, где мягкий, ставший, как губка, асфальт, прилипает к ногам и делает твой каждый шаг невыносимой пыткой.
Ель может погибнуть и от нехватки солнечного света, если рядом растут деревья, блокирующие доступ к солнечному свету. И если ель находится в угнетенном состоянии, на нее тут же «кладут глаз» насекомые-вредители…
– Вычитала в Интернете, что, если ель облюбовали вредители, нужно на нее целенаправленно направить сетчатокрылых мотыльков или божьих коровок, которые быстро расправляются с вредителями.
– В Интернете можно много вычитать рецептов, как сохранить ель – это и обрезка инфицированных, и обработка зараженных веток, и внесение в почву растворимых удобрений, и еще много чего другого, но это неприемлемо для заповедника. Мы не можем вмешиваться в естественные процессы природы – ни лечить, ни опрыскивать, ни рубить. В заповеднике все должно идти, как идет… Такие варианты подойдут для лесхозов, нам же остается лишь постоянный, тщательный контроль за болезнью хвои восточных елей… И в этом нам очень сильно помогают сотрудники Академии наук, к примеру, ими и нашими специалистами проведены и подведены итоги полевых исследований в Архызском и Тебердинском участках Тебердинского заповедника. Результаты мы опубликуем позднее. Мы держим тесные связи практически со всеми заповедниками страны. И какое бы проблемное тематическое совещание ни проводили в заповеднике, мы признательны всем, и тем, кто приехал, и тем, кто по разным причинам не смог прийти или приехать, но с готовностью откликаются на наше приглашение участвовать заочно, прислав тексты своих выступлений. Для нас не может быть бесполезным заинтересованный, профессиональный взгляд со стороны. Так что мы – ученое сообщество, и в первую очередь сотрудники заповедника, причем, все без исключения, не бездействуем и в беде наших хвойных красавиц не оставим.
– Удачи вам во всех ваших делах! И процветания заповеднику!
Последние новости
{{commentsCount}}
Комментариев нет